Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НАШЕГО КРАЯ ■ Mil Иван УШАКОВ, краевед 9. ПРИШЛЫЕ Кроме местного, постоянного, населе­ ния на кольской земле всегда пребывали временно проживающие люди. В ранних источниках они обычно назывались "при­ хожими" людьми, позднее вошли в упо­ требление названия ’’сторонние” , ’’при­ шлые” . Это прежде всего поморы, сезон­ но занимавшиеся морскими промыслами на берегах Кольского полуострова, а так­ же разного рода торговцы, скупщики про­ мысловой продукции, предприниматели. В писцовой книге 1608 года перечис­ лены "Удебные становища” по Мурман­ скому берегу, в которых "промышляют двиняне и каргопольцы, приезжая на ло- дьях, а на море выезжают в карбасах, удят треску и палтус... с сумлян и с оне- жан и с иных поморских волостей про­ мышленников... идет в государеву казну десятая большая рыба и с трескина сала десятина” ; в Коле находились складские помещения — ’’анбары прихожих лю­ дей” , ’’двор государев на приезд торго­ вым людям двинянам, и каргопольцам и иных городов, которые приезжают в Кольский острог на лодьях в лете для торговли” . Пришлые промышленники —- это в ос­ новном крестьяне беломорских селений, отчасти монастырские работники и слуги. Ежегодно в марте они двигались на Мур­ манский берег, к весенней путине, через Кандалакшу и Колу. "Поморы, — гово­ рится в описании 1786 года, — отправля­ ются в Колу пешком, ребята же, которые приемлются сколько для помощи, столь­ ко и для навыка... едут с ними в неболь­ ших дровенках, называемых у лопарей керюжами, на собаках, которых в обозе случается до ста и более” . Лыжники во­ лочили за собой санки с провиантом и то­ варами. На благовещенье (25 марта по старому стилю) в Коле — сборном пункте "мурманщиков” — шла бойкая торговля. ” Сии промышленники, — пишет А. По- шман, автор обширного "Описания Ар­ хангельской губернии” , составленного в 1802 году, — привозят с собой на прода­ ж у по небольшому количеству узких хол­ стов, разного рода уды и иные потребные для кольских жителей вещи... покупают здесь для отплытия своего шняки, хлеб­ ные припасы, веревки... и другие надоб­ ности” . Зарисовку "прихода мурманщиков” в Колу дал лесничий К. А. Соловцов в 1861 году: "Наступает март, и коляне с нетерпением ждут прихода мурманщи­ ков; застучали топоры — и шняки словно стали вырастать из земли, как грибы; женщины пекут целые горы шанег и жит­ ников для дорогих гостей; поверенный питейного откупа беспрестанно торопли­ выми шагами ходит из подвала в кабак, приготовляя как можно более полушто- фиков и осьмушек со Светланою, синоп- кою и другими специальными питиями. Кола ожила: показалась первая партия мурманщиков и раздались звуки нестрой­ ной песни и пискливой гармоники; увели­ чивается прилив мурманщиков, а с ними и шум. В это время Кола живет какою-то усиленною жизнью. Мурманщиков скоп­ ляется в Коле до 5000, и тогда она пред­ ставляет странный вид какого-то цыган­ ского табора. Для всех мурманщиков в Коле нет помещения в домах; они рас­ полагаются, где только могут: в банях, в пустых анбарах и нарочно сделанных шалашах и палатках. Везде разложены огни и на них котелки с вечною трескою; на улицах толкотня, как на рынке". Обычно число шедших через Колу про­ мышленников было меньше указанного Соловцовым — 2— 3, редко до 4 тысяч человек. Но помимо "веш няков” на Мур­ ман в июне являлись на лодьях "летня- ки", которые промышляли до середины августа. И те и другие возвращались в свои селения на хозяйских судах. Из Колы же, даже в период ее процветания, когда в городе размещался стрелецкий полк и команда пушкарей, на мурман­ ский промысел выходило не более 500 человек. Пришлые промышленники дава­ ли преобладающую долю рыбной продук­ ции — от 70 до 90 процентов всей добычи. Появление колоний на Мурманском бере­ гу существенно не изменило этой карти­ ны: в 1899 году в море работало 3928 рыбаков, из них неколонистов 3338, или 82 процента (считая сторонними промыш­ ленниками и колян). В феодальную эпоху пришлыми людь­ ми считались и "ка з а ки ” . Так на Русском Севере называли неимущих и бездомных лиц, работавших по найму у хозяев-про- мышленников и судовладельцев. В пис­ цовой книге 1608 года среди живших при Кольско-Печенгском монастыре указаны работники: "трудников 61 человек, да ка­ заков наемных 150 человек” . (Трудники — бесплатные работники, пришедшие в монастырь ’’потрудиться” в надежде получить милость от бога, а такж е лица, готовящиеся стать монахами.) В Беломо- рье казаки зимою работали на солевар­ нях, а летом матросами на лодьях и про­ мыслах. Правительство запрещало самоволь­ ный уход податных людей из своих селе­ ний, сурово наказывало за укрывательст­ во беглых. Петр I лично предписал мест­ ным властям: "Пришлых людей, какого б чина и звания ни были, без отпускных или покормежных писем в домах у себя не^держать, и никому из граждан тако­ вых времянно ради работы без покор­ межных писем и в служение без записей не принимать” . Соловецкий архимандрит Геннадий в 1750 году в инструкции по Варзужской вотчине писал: "Приказчику обще со старостою как в монастырском дворе не держать, так и над крестьянами и бобылями накрепко смотреть, чтоб они у себя в домах беглых драгун, солдат, матросов, рекрут и их детей и беглых же всякого чина людей, без прямых по ука­ зам отпусков, отнюдь не принимали и не держали... А буде таковые беглые в вот­ чине нашей явятся и, оных поймав, со укрывателями их отсылать за карау­ лом...” При своевременной уплате податей препятствий для ухода на сторонние за­ работки не делалось. Местные власти вы­ давали отходникам письменные свиде­ тельства об отпуске их в другие места. В конце XIX века появилась новая ка­ тегория пришлых людей — сезонные ра­ бочие лесопильных заводов. Они прибы­ вали на пароходах в Ковду, Умбу и Дро­ вяное из северных уездов России — Шен­ курского, Сольвычегодского, Онежского и Кемского, работали навальщиками, ук­ ладчиками, откатчиками, возчиками — там, где не требовалось профессио­ нальной подготовки. Отработав услов­ ленный срок, рабочие-сезонники с пос­ ледними пароходами возвращались в свои селения. На заводах оставались кадровые, постоянные рабочие и служа­ щ и е -м аш и н и с ты , пилоставы, пильщики, резчики и другие специалисты, а также небольшой контингент чернорабочих. В 1906 году на трех ковдских заводах "зимних" рабочих насчитывалось 471 че­ ловек, а сезонных ("летних” ) — 782 чело­ века. Состав населения Кольского Севера существенно изменился во время первой мировой войны. Весной 1915 года началась прокладка Мурманской железной дороги. Уже в ию­ не на Кольском заливе работало 1750 человек и на кандалакшском участке — более 3 тысяч. В дальнейшем число работавших на строительстве росло и к исходу 1916 года достигло 12 тысяч, не считая военнопленных (около 5 тысяч че­ ловек). Рабочих вербовали в средней полосе России из жителей, не призванных на военную службу. Часть людей наняли в Финляндии, Казахстане и Китае. Рабочие на сооружении железной до­ роги делились на три основные катего­ рии: первую (землекопы, занимавшиеся устройством полотна рельсового пути и рытьем канав вдоль него, примерно 60 процентов), вторую (плотники, строившие бараки, мосты и станционные здания, около 20 процентов) и третью (вспомога­ тельные рабочие, занимавшиеся рубкой просек, заготовкой и перевозкой матери­ алов). Одновременно на Кольском заливе со­ оружался торговый порт для приема во­ енных грузов из Англии и Франции и во­ енно-морская база для размещения су­ дов и личного состава Флотилии Северно­ го Ледовитого океана, зарождался город Романов-на-Мурмане. На Кольский полу­ остров прибывали инженеры-путейцы, техники, телеграфисты (70 человек рабо­ тало на международном телеграфе в го­ роде Александровске), эксплуатационни­ ки железной дороги, администраторы и другие квалифицированные рабочие и служащие. В декабре 1916 года на стро­ ительстве порта и базы работали 2248 человек; на разгрузке судов — около двух тысяч военнослужащих и вольнона­ емных грузчиков. Состав строителей постоянно менялся: одни, отработав контрактный срок, уез­ жали, на их место прибывали другие; му­ сульман пришлось перевести с Кольского полуострова на южные участки строя­ щейся дороги (для соблюдения рамазана, поста). Единого, общего учета движения пришлого люда не велось. Поэтому об­ щую численность военных и гражданских лиц, прибывших на Кольский полуостров в связи с войною, можно определить лишь приблизительно: к весне 1917 года — около 25 тысяч человек (включая военнопленных, семьи служащих и дру­ гие категории). Часть из них жила на кораблях, стоявших у берегов Мурмана. Это почти вдвое превышает численность постоянного, местного населения края. Условия труда и быта рабочих были крайне тяжелыми, а материальное обес­ печение — неудовлетворительным. Не хватало продовольствия и обмундирова­ ния (особенно на строительстве Иоканг- ской базы). Многие получали с родины письма о том, что их семьи, оставшиеся без кормильца, бедствуют. Повсюду на стройках нарастало недовольство влас­ тью, системой обсчетов и принуждения, задержками в выплате заработанных де­ нег, ухудшением питания, плохим жильем. Среди прибывших на Мурман находи­ лись революционно настроенные военно­ служащие, участники социал-демократи­ ческого движения. Усталая и раздражен­ ная масса людей, заброшенных войной в Заполярье, легко воспринимала призы­ вы к ниспровержению самодержавия и прекращению мировой бойни. Поведе­ ние этой массы, в первую очередь мат­ росов и солдат рабочих команд, и опре­ делило ход событий в 1917 году. Коль­ ский Север радостно приветствовал по­ беду февральской революции

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz