Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НАШЕГО КРАЯ ■ Mil Иван УШАКОВ, краевед 9. ПРИШЛЫЕ Кроме местного, постоянного, населе ния на кольской земле всегда пребывали временно проживающие люди. В ранних источниках они обычно назывались "при хожими" людьми, позднее вошли в упо требление названия ’’сторонние” , ’’при шлые” . Это прежде всего поморы, сезон но занимавшиеся морскими промыслами на берегах Кольского полуострова, а так же разного рода торговцы, скупщики про мысловой продукции, предприниматели. В писцовой книге 1608 года перечис лены "Удебные становища” по Мурман скому берегу, в которых "промышляют двиняне и каргопольцы, приезжая на ло- дьях, а на море выезжают в карбасах, удят треску и палтус... с сумлян и с оне- жан и с иных поморских волостей про мышленников... идет в государеву казну десятая большая рыба и с трескина сала десятина” ; в Коле находились складские помещения — ’’анбары прихожих лю дей” , ’’двор государев на приезд торго вым людям двинянам, и каргопольцам и иных городов, которые приезжают в Кольский острог на лодьях в лете для торговли” . Пришлые промышленники —- это в ос новном крестьяне беломорских селений, отчасти монастырские работники и слуги. Ежегодно в марте они двигались на Мур манский берег, к весенней путине, через Кандалакшу и Колу. "Поморы, — гово рится в описании 1786 года, — отправля ются в Колу пешком, ребята же, которые приемлются сколько для помощи, столь ко и для навыка... едут с ними в неболь ших дровенках, называемых у лопарей керюжами, на собаках, которых в обозе случается до ста и более” . Лыжники во лочили за собой санки с провиантом и то варами. На благовещенье (25 марта по старому стилю) в Коле — сборном пункте "мурманщиков” — шла бойкая торговля. ” Сии промышленники, — пишет А. По- шман, автор обширного "Описания Ар хангельской губернии” , составленного в 1802 году, — привозят с собой на прода ж у по небольшому количеству узких хол стов, разного рода уды и иные потребные для кольских жителей вещи... покупают здесь для отплытия своего шняки, хлеб ные припасы, веревки... и другие надоб ности” . Зарисовку "прихода мурманщиков” в Колу дал лесничий К. А. Соловцов в 1861 году: "Наступает март, и коляне с нетерпением ждут прихода мурманщи ков; застучали топоры — и шняки словно стали вырастать из земли, как грибы; женщины пекут целые горы шанег и жит ников для дорогих гостей; поверенный питейного откупа беспрестанно торопли выми шагами ходит из подвала в кабак, приготовляя как можно более полушто- фиков и осьмушек со Светланою, синоп- кою и другими специальными питиями. Кола ожила: показалась первая партия мурманщиков и раздались звуки нестрой ной песни и пискливой гармоники; увели чивается прилив мурманщиков, а с ними и шум. В это время Кола живет какою-то усиленною жизнью. Мурманщиков скоп ляется в Коле до 5000, и тогда она пред ставляет странный вид какого-то цыган ского табора. Для всех мурманщиков в Коле нет помещения в домах; они рас полагаются, где только могут: в банях, в пустых анбарах и нарочно сделанных шалашах и палатках. Везде разложены огни и на них котелки с вечною трескою; на улицах толкотня, как на рынке". Обычно число шедших через Колу про мышленников было меньше указанного Соловцовым — 2— 3, редко до 4 тысяч человек. Но помимо "веш няков” на Мур ман в июне являлись на лодьях "летня- ки", которые промышляли до середины августа. И те и другие возвращались в свои селения на хозяйских судах. Из Колы же, даже в период ее процветания, когда в городе размещался стрелецкий полк и команда пушкарей, на мурман ский промысел выходило не более 500 человек. Пришлые промышленники дава ли преобладающую долю рыбной продук ции — от 70 до 90 процентов всей добычи. Появление колоний на Мурманском бере гу существенно не изменило этой карти ны: в 1899 году в море работало 3928 рыбаков, из них неколонистов 3338, или 82 процента (считая сторонними промыш ленниками и колян). В феодальную эпоху пришлыми людь ми считались и "ка з а ки ” . Так на Русском Севере называли неимущих и бездомных лиц, работавших по найму у хозяев-про- мышленников и судовладельцев. В пис цовой книге 1608 года среди живших при Кольско-Печенгском монастыре указаны работники: "трудников 61 человек, да ка заков наемных 150 человек” . (Трудники — бесплатные работники, пришедшие в монастырь ’’потрудиться” в надежде получить милость от бога, а такж е лица, готовящиеся стать монахами.) В Беломо- рье казаки зимою работали на солевар нях, а летом матросами на лодьях и про мыслах. Правительство запрещало самоволь ный уход податных людей из своих селе ний, сурово наказывало за укрывательст во беглых. Петр I лично предписал мест ным властям: "Пришлых людей, какого б чина и звания ни были, без отпускных или покормежных писем в домах у себя не^держать, и никому из граждан тако вых времянно ради работы без покор межных писем и в служение без записей не принимать” . Соловецкий архимандрит Геннадий в 1750 году в инструкции по Варзужской вотчине писал: "Приказчику обще со старостою как в монастырском дворе не держать, так и над крестьянами и бобылями накрепко смотреть, чтоб они у себя в домах беглых драгун, солдат, матросов, рекрут и их детей и беглых же всякого чина людей, без прямых по ука зам отпусков, отнюдь не принимали и не держали... А буде таковые беглые в вот чине нашей явятся и, оных поймав, со укрывателями их отсылать за карау лом...” При своевременной уплате податей препятствий для ухода на сторонние за работки не делалось. Местные власти вы давали отходникам письменные свиде тельства об отпуске их в другие места. В конце XIX века появилась новая ка тегория пришлых людей — сезонные ра бочие лесопильных заводов. Они прибы вали на пароходах в Ковду, Умбу и Дро вяное из северных уездов России — Шен курского, Сольвычегодского, Онежского и Кемского, работали навальщиками, ук ладчиками, откатчиками, возчиками — там, где не требовалось профессио нальной подготовки. Отработав услов ленный срок, рабочие-сезонники с пос ледними пароходами возвращались в свои селения. На заводах оставались кадровые, постоянные рабочие и служа щ и е -м аш и н и с ты , пилоставы, пильщики, резчики и другие специалисты, а также небольшой контингент чернорабочих. В 1906 году на трех ковдских заводах "зимних" рабочих насчитывалось 471 че ловек, а сезонных ("летних” ) — 782 чело века. Состав населения Кольского Севера существенно изменился во время первой мировой войны. Весной 1915 года началась прокладка Мурманской железной дороги. Уже в ию не на Кольском заливе работало 1750 человек и на кандалакшском участке — более 3 тысяч. В дальнейшем число работавших на строительстве росло и к исходу 1916 года достигло 12 тысяч, не считая военнопленных (около 5 тысяч че ловек). Рабочих вербовали в средней полосе России из жителей, не призванных на военную службу. Часть людей наняли в Финляндии, Казахстане и Китае. Рабочие на сооружении железной до роги делились на три основные катего рии: первую (землекопы, занимавшиеся устройством полотна рельсового пути и рытьем канав вдоль него, примерно 60 процентов), вторую (плотники, строившие бараки, мосты и станционные здания, около 20 процентов) и третью (вспомога тельные рабочие, занимавшиеся рубкой просек, заготовкой и перевозкой матери алов). Одновременно на Кольском заливе со оружался торговый порт для приема во енных грузов из Англии и Франции и во енно-морская база для размещения су дов и личного состава Флотилии Северно го Ледовитого океана, зарождался город Романов-на-Мурмане. На Кольский полу остров прибывали инженеры-путейцы, техники, телеграфисты (70 человек рабо тало на международном телеграфе в го роде Александровске), эксплуатационни ки железной дороги, администраторы и другие квалифицированные рабочие и служащие. В декабре 1916 года на стро ительстве порта и базы работали 2248 человек; на разгрузке судов — около двух тысяч военнослужащих и вольнона емных грузчиков. Состав строителей постоянно менялся: одни, отработав контрактный срок, уез жали, на их место прибывали другие; му сульман пришлось перевести с Кольского полуострова на южные участки строя щейся дороги (для соблюдения рамазана, поста). Единого, общего учета движения пришлого люда не велось. Поэтому об щую численность военных и гражданских лиц, прибывших на Кольский полуостров в связи с войною, можно определить лишь приблизительно: к весне 1917 года — около 25 тысяч человек (включая военнопленных, семьи служащих и дру гие категории). Часть из них жила на кораблях, стоявших у берегов Мурмана. Это почти вдвое превышает численность постоянного, местного населения края. Условия труда и быта рабочих были крайне тяжелыми, а материальное обес печение — неудовлетворительным. Не хватало продовольствия и обмундирова ния (особенно на строительстве Иоканг- ской базы). Многие получали с родины письма о том, что их семьи, оставшиеся без кормильца, бедствуют. Повсюду на стройках нарастало недовольство влас тью, системой обсчетов и принуждения, задержками в выплате заработанных де нег, ухудшением питания, плохим жильем. Среди прибывших на Мурман находи лись революционно настроенные военно служащие, участники социал-демократи ческого движения. Усталая и раздражен ная масса людей, заброшенных войной в Заполярье, легко воспринимала призы вы к ниспровержению самодержавия и прекращению мировой бойни. Поведе ние этой массы, в первую очередь мат росов и солдат рабочих команд, и опре делило ход событий в 1917 году. Коль ский Север радостно приветствовал по беду февральской революции
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz