Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
( Начало на 3-й стр.) Зажиточные лопари иногда жертвова ли крупные суммы на общественные нуж ды. Павел Зубов в 1874 году дал 502 рубля "на устройство мореходной школы в Печенгском приходе” ; Петр Клементьев в 1898 году был "награжден серебряной медалью на Станиславской ленте за по жертвования в пользу Териберской церк ви” : Фома Мелентиев в августе 1914 года дал 100 рублей на помощь семействам убитых и раненых воинов. По свидетель ству губернатора А. П. Энгельгардта, не которые лопари, владельцы больших стад оленей, имели в Архангельском бан ке наличными деньгами по нескольку тысяч рублей” (1895). Большинство лопарей жило бедно, но они, являясь владельцами обширных уго дий, не чувствовали себя обездоленны ми. Беломорских крестьян-покрученни- ков, пребывавших в кабале у местных кулаков и ходивших отрабатывать долги на мурманские промыслы, они называли "голышами, которые принуждены вдали от родины отыскивать себе кусок хлеба". В XIX веке постепенно менялся тип ло парского жилья. В зимних погостах стали сооружаться бревенчатые домики — ту пы, а вежи строились как летние жилища в местах рыбного промысла. В 1894 году в зимних поселениях стояло 206 туп и 97 веж. В 1870 году губернские власти пыта- пись побудить лопарей к занятию земле делием, сожалея, что у них только "сос тоятельные едят хлеб без примеси ко ры” . Однако лопари решительно отказа лись перейти к оседлому образу жизни. Спустя четверть века губернатор А. П. Энгельгардт, беседуя с лопарями, указы вал на преимущества жизни в благоуст роенном поселке. По словам губернато ра. лопари заявили: "Что может быть луч ше свободы, шири в тундре и шума в ле сах?.. Что может быть приятнее и здоро вее пищи из свежей вкусной рыбы?.. Что может быть веселее той морозной вьюги, когда по гладкой снеговой равнине вих рем несешься в своей кережке?.. Нет, мы не сравним нашу привольную жизнь с приневольною жизнью в городах: нам вежа, тупа лучше всякого каменного до ма". Полемизируя со сторонниками об ращения лопарей в оседлых поселенцев, А. П. Энгельгардт писал: "Вряд ли они пожелают променять... свою кочевую жизнь на блага культурной жизни, пока они сами, сближаясь с соседним осед лым населением, без всякого внешнего давления, постепенно не почувствуют по требности в новой жизни. И вопрос еще, не будет ли эта культурная жизнь, кото рую хотят им преждевременно навязать, лишь способствовать скорейшему их вы миранию” . В то время многие считали, что в ус ловиях дикого капитализма лопари с их укладом хозяйства не выживут, исчезнут с лика земли. "Не пройдет четверти века, — полагал В. П. Кушелев в 1885 году, — как племя лопарей, в силу сложивших ся обстоятельств, будет принадлежать к числу вымерших племен". Однако предсказание не сбылось: в 1886 году лопарей насчитывалось 1788 человек, в 1911 году — 1865 человек. В советской пропагандистской литера туре положение лопарей до 1917 года рисовалось в самых мрачных красках: "Саамское население... занималось лишь оленеводством. Оно было сплошь негра мотным и постепенно вымирало от болез ней". Несомненно, что лопарская народность по развитию культуры значительно отста вала от русского населения края. Но вы мирания ее не происходило, численность лопарей постоянно росла. В конце XIX века грамотность взрослого лопарского населения составляла 7 процентов, а к 1917 году достигла 12 процентов. Су ществовали фельдшерские пункты и ло парские школы. На лопарском языке печатались книги: в 1859 го д у— "Новый завет", в 1894 году — ’’Евангелие от Матфея” , в 1895 году на русском и лопарском языках была изда на "Азбука для лопарей, живущих в Кольском уезде Архангельской губер нии" (автор — священник К. П. Щекол дин). Лопари пользовались уважением рус ского населения за их честность, доброту и незыблемость данного слова. Краевед В. П. Верещагин в 1849 году писал: "Бог дал лопарям душу, одаренную прекрас ными свойствами” . Исследователь быта российских лопарей А. И. Кельсиев от мечал: "Лопари народ честный, добрый, услужливый, гостеприимный и веселый, идеально кроткий и ласковый в семейной жизни... Лопарь не умеет принижаться. С каждым приезжающим он держит себя как с равным. Он вежлив, почтителен, дружелюбен...” Духовное ведомство в отчете за 1899 год выражало удовлетворение религиоз ностью лопарей: "Почти все они без ис ключения исполняют христианский долг исповеди и св. причастия... с усердием посещают богослужения... совершают па ломничества к местным церквам и в Пе ченгский монастырь в дни памяти препо добного Трифона, просвятителя их пред ков". У состоятельных лопарей появились самовары, часы, керосиновые лампы. "Во многих лопарских погостах, — писал врач И. Н. Шмаков в 1909 году, — встре чаются избы наподобие русских (белые избы), но размерами поменьше помор ских. Хлеб в настоящее время, с появле нием у лопарей русских печей, вошел во всеобщее употребление” . Стали строить ся бани. Революционные веяния начала XX ве ка почти не затронули лопарское населе ние. Отчасти это объясняется слабой ос ведомленностью о политических событи ях в России. Сказывалась вековая при вычка терпеть притеснения богачей и на чальства. Но вместе с тем коренные инте ресы лопарей-землевладельцев не тре бовали социального переворота. Извес тие о свержении самодержавия лопар ское население встретило довольно без различно. Российские лопари, обитая в тяжелых условиях заполярной тундры, проявили удивительную жизнестойкость. Испыты вая сильное влияние русской культуры, они не утратили родного язы ка и своей самобытной культуры — наследия много векового творчества народа. На 1 января 1915 года в Александровском уезде про живало 13611 человек, из них лопарей — 1923 человека (943 мужского и 980 человек женского пола). Октябрьская ре волюция, гражданская война и коллек тивизация крестьянства резко изменили судьбу древнейшего народа на кольской земле.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz