Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

132 ИВАН УШАКОВ мирии между Польшей и Россией на четыр­ надцать с половиной лет. Деулинский договор за­ вершил эпоху бурных потрясений в России, названную современниками «Смутой». Жизнь Аверкия-Авраамия Палицына полна взлетов и падений, удалений и приближений, радостей и скорбей. Биографы Палицына строят всякого рода догадки относительно причин его злоключений и возвышений, нередко говорят о хитрости и ловкости «монаха поневоле». Скудость источников, тайный, закулисный харак­ тер действий правителей не позволяют дать определенный ответ на многие вопросы о его деятельности и личной судьбе. Чтобы не впасть в заблуждение, следует отказаться от предполо­ жений и следовать только фактам. 19 февраля 1611 года все свое достояние Авраамий отдал Троице-Сергиеву монастырю. Основное имущество составляли книги, оцененные в 42 рубля; вотчина в селе Лазореве (две с половиной выти земли) стоила 30 рублей; денежной казны — 28 рублей. За этот вклад мо­ настырь обязан был в молитвах поминать родите­ лей Авраамия, а его самого, покамест бог жизнь продлит, «покоить как и прочую братию», то есть содержать на монастырский счет. Документы показывают, что Палицын, имевший трех родных братьев, не унаследовал земельных владений, до пострижения в монахи являлся беспомест­ ным дворянином. В 1611 году ему было около шестидесяти лет, он уже чувствовал «старость» и готовился уйти на покой, но обстоятель­ ства (решалась судьба государства!) заставили его включиться в политическую деятельность. Самый крутой поворот в жизни Авраамия Палицына — назначение на должность келаря Троице-Сергиева монастыря, в котором «многие от самих царских палат почернившиеся (при­ нявшие монашество) жили». Это могло произой­ ти только с согласия царя Василия Шуйского, но, когда Шуйский самовольно изъял монастыр­ ские ценности и деньги, произошла ссора Па­ лицына с царем. Келарь показал независимый характер. Так же он вел себя и в отношениях с руководителями «великого посольства» под Смоленском. Однажды Филарет пригласил на со­ вет Палицына, но тот даже не счел нужным явиться к патриарху.6 В октябре 1616 года Авраамий выступил с инициативой исправления богослужебных книг, в которых от невежества переписчиков вкралось множество искажений канонического текста. Царь одобрил предложение Авраамия и поручил это дело архимандриту Троице-Сергиева монастыря Дионисию. Работа длилась полтора года, потребо­ вала сопоставления разных текстов, исполнили ее Арсений и Иван Наседка. Свой текст испра­ вители отдали на просмотр митрополиту Ионе, который, ознакомившись с книгой, заявил, что Дионисий и его помощники — еретики. Дионисия заточили в Новоспасский монастырь, Арсения заковали в оковы и посадили под стражу на Кирилловом подворье. Палицын, однако, не отме­ жевался от Дионисия. Он тайно шлет ему уте­ шительное послание: «Ныне в опале, страх от­ ложив, дерзнул начертати... сие писаньецо». " Державина О. А. Сказание Авраамия Палицына и его автор. В кн. Сказание Авраамия Палицына. 1955, с. 24-25. будучи «скуден... разорен и погублен от напрас- ныя тоя беды и напасти».7 К счастью, в апреле 1619 года в Москву приехал иерусалимский патриарх Феофан, кото­ рый оправдал Дионисия и добился его осво­ бождения. 14 июня вернулся из Польши Фи­ ларет. В память Деулинского перемирия Палицын сооружает церковь во имя святого Сергия и уда­ ляется на покой в Соловки. Несомненно, остав­ ление должности келаря Троице-Сергиева монас­ тыря произошло с согласия патриарха Фи­ ларета, отъезд в Соловки был добровольным. Об этом свидетельствует, в частности, надпись на книге, хранившейся в соловецкой библио­ теке: «Псалтирь старца Авраамия Палицына, пожившего зде во обители на Соловках на своем обещании, идеже пострижен, по трудех на покое лет седмь. Преставися о Господе лета ЗРЛЕ. По смерти отказал в казну на помин свой во­ веки».8 Осенью 1872 года была обнаружена могила Палицына близ южной стены Преображенского собора. На каменной плите сохранилась над­ пись: «Лета ЗРЛЕ погребен раб Божий Ав­ раамий Палицын». Известно, что царь Михаил Федорович распорядился похоронить Палицына с подобающей честью и прислал на погребение 50 рублей. Его могила оказалась не на общем братском кладбище за стенами монастыря, а на почетном месте, где хоронили людей высокого' положения. Дата смерти, по соловецкой записи,— 13 сентября 7135 (1626) года. Ежегодно в день кончины Авраамия Палицына монахи устраивали «поминание» его за общим столом с белым хле­ бом. Последние годы своей жизни Авраамий провел в «трудах», занимаясь литературным творчеством и перепиской книг. Он жил в особой келье, за которую вносил по 15 рублей в год (дворянин, имевший княжеский титул, получал за службу в царском войске 12 рублей в год). За время пребывания в Соловках «на покое» Авраамий пожертвовал монастырю 184 рубля. Все говорит за то, что он не являлся ссыль­ ным. Свидетель многих исторических событий, Авраамий имел возможность перед смертью спокойно обдумывать пережитое и показать в назидание потомству истоки и причины на­ родных бедствий. Здесь из-под его пера вышла последняя (третья) редакция «Истории в память предъидущим родом», имеющая существенные отличия от предшествующих вариантов.9 2. ПОВЕСТЬ О ЗАЩИТЕ РОДНОЙ ЗЕМЛИ «Сказание» (иначе — «История») Авраамия Палицына — произведение многосложное. В нем можно выделить три основные части: начальные шесть глав, так называемое «Первое сказание», охватывают период от кончины Ивана Грозного Кедров _С. И. Авраамий Палицын, с. 164-170, 198, 202. " Досифей. Географическое, историческое и статистическое описание... Соловецкого монастыря. Т. 1. М.. 1836, с. 130; Кедров С. И., с. 12, 186. 4 Солодкин Я. Г. О соловецкой редакции «Истории» Авраа­ мия Палицына.— Вопросы истории Европейского Севера. Пет­ розаводск, 1984, с. 134.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz