Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
158 И. Ф. УШАКОВ буя затраты значительного капитала, на первых порах, как надо ожидать, не только не прине сут Товариществу никакой прибыли,- но, вероят но, вызовут значительные непроизводительные издержки на опыты»,— и просили у казны вы дачи пособия «на десять лет по 15 тысяч руб лей в год»16. Министр финансов заявил компаньонам: по скольку предприятие будет частным, а не госу дарственным, то и все затраты оно должно не сти само, без участия правительства. От соз дания промыслового и торгового товарищества пришлось отказаться. Тем временем архангельский губернатор донес о том, что Беломорско-Мурманское пароходство терпит крах и он опасается «остаться без мор ского сообщения»17. Не ожидая ликвидации прогоревшего Това рищества, Чижов принимает энергичные меры к созданию нового пароходства, прежде всего к з а купке многосильных судов. Опыт показал, что слабосильные пароходы в бурном море жались к берегам и «ежегодно терпели по нескольку аварий», что в Северном Ледовитом океане нужны пароходы «никак не менее !20-сильные», стоившие по 160 тысяч рублей18. Чижов на правляет в Лондон капитана Андрея Андрееви ча Линдена с поручением подыскать продаж ный пароход, отвечающий требованиям север ного мореходства. 25 апреля 1875 года Линден прислал телеграмму: «...Пароход вполне подхо дящий. Стоимость 11000 фунтов стерлингов» (ме нее 100 тысяч рублей). Чижов тотчас ответил: «Покупайте пароход. Деньги готовы»19. Всеми делами в Петербурге ведал граф Кон стантин Федорович Литке, сын президента Ака демии наук, известного исследователя Арктики. Сохранились 27 его писем Чижову, связанных с учреждением северного пароходства. Литке должен был добиться утверждения устава нового Товарищества и подобрать кадры, способные умело поставить дело на Севере. Он регулярно информировал Чижова о результатах своей дея тельности, давал полезные советы. Порою Литке приходил в отчаяние: «Из министерства финан сов,— писал он 14 апреля 1875 года,— только обещания и никакого существенного содейст вия»20. Поскольку дело не сулило больших барышей, в обстановке недоброжелательства властей, его легко можно было бросить. Но Чижов прояв лял настойчивость, доказывал пользу и необхо димость учреждения пароходства, И Литке сно ва действовал. 24 апреля он признается: «Встре чая все эти затруднения на первых порах, по лучая разные неприятные сведения с Севера, иногда просто мороз по коже проходит. Если бы не Вы, Федор Васильевич, я бы был в состоянии отказаться от дела но с Вами про шибем лбом все препятствия»21. 6 мая 1875 года устав Товарищества был утвержден Александром II. Государственная к аз на приобретала 100 паев, то есть вкладывала в его акционерный капитал 50 тысяч рублей. На 17 мая пайщиками Товарищества Архан гельско-Мурманского срочного пароходства я в л я лись: Чижов — 105 тысяч рублей, три брата Мамонтовых — 9 тысяч рублей, инженер Д е л ь виг 1250 рублей, фабрикант Морозов — 2500 руб лей, рыбопромышленник Смолин — 1250 рублей, Литке — 2500 рублей22. Правление Товарищества находилось в Моск ве, в здании Общества Московско-Ярославской железной дороги. В состав Правления входили: председатель Чижов, директор Савва Иванович Мамонтов, бухгалтер и правитель дел князь Леонид Николаевич Оболенский, директор-распо рядитель (с пребыванием в Архангельске) от ставной генерал-майор Владимир Романович Шельтинг. Чижов подбирал в руководство Товарищест ва людей авторитетных, деятельных и знающих дело. В ноябре 1875 года он отказался от услуг капитана Шельтинга, который, по словам Чижова, «оказался не тем человеком, какого нам нужно... Он знает морское дело хорошо... честен и довольно деятелен», но он не знает бухгал терии; «главный его недостаток — непонима ние промышленных и коммерческих оборотов», к тому ж е он консервативен, выражает «страш ное недовольство ко всякому начинанию»23. К открытию навигации 1875 года на Мур ман пришли закупленные в Англии два паро хода. Один, получивший название «Архан гельск», обошелся с побочными расходами в 83101 рубль, второй — «Онега» — в 21863 руб ля. Общие затраты к исходу навигации соста вили 143 тысячи рублей24 — меньше, чем пред полагалось по предварительным расчетам. П аро ходное сообщение по линии Архангельск — Вардё было поставлено на твердое основание. Товари щество, согласно уставу, получало в виде посо бия особую порейсовую плату от казны до 50 ты сяч рублей в год (в течение первых десяти лет) и при правильном ведении дел имело прибыль, позволявшую расширять пароходство, содейство вать развитию экономики Русского Севера. 4. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОЛГА Свое предпринимательство Чижов рассматри вал как служение Родине. Нажитые от труда рабочих и служащих капиталы он считал при надлежащими народу и хотел их вернуть тру дящимся самым наилучшим образом, так, чтобы его капиталы способствовали прогрессу породив шей его земли, поднятию цивилизованности рус ского общества. «Если бы каждый из сынов Ро дины,— говорил Чижов,— оставлял ей на добрую память что-нибудь полезное, она бы процве т ала»25. Почти все состояние — около 6 миллионов рублей — Чижов за в ещ а л городу Костроме. Не которые полагали, что часть капитала он пере даст своим любимым сестрам. Однако этого не произошло. Федор Васильевич сказал, что они, продав имение и купив акции его предприятий, удесятерили свои доходы и могут безбедно жить в провинции, а большие деньги портят челове- Свое решение Чижов объяснил так: «Я ро дился в Костроме, в ней получил первоначаль ное образование, и в ней положено начало моему нравственному формированию... Я в долгу перед Костромским краем» . . В костромской газете «Поволжский вестник» за 27 февраля 1911 года (отмечалось столетие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz