Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

158 И. Ф. УШАКОВ буя затраты значительного капитала, на первых порах, как надо ожидать, не только не прине­ сут Товариществу никакой прибыли,- но, вероят­ но, вызовут значительные непроизводительные издержки на опыты»,— и просили у казны вы­ дачи пособия «на десять лет по 15 тысяч руб­ лей в год»16. Министр финансов заявил компаньонам: по­ скольку предприятие будет частным, а не госу­ дарственным, то и все затраты оно должно не­ сти само, без участия правительства. От соз­ дания промыслового и торгового товарищества пришлось отказаться. Тем временем архангельский губернатор донес о том, что Беломорско-Мурманское пароходство терпит крах и он опасается «остаться без мор­ ского сообщения»17. Не ожидая ликвидации прогоревшего Това­ рищества, Чижов принимает энергичные меры к созданию нового пароходства, прежде всего к з а ­ купке многосильных судов. Опыт показал, что слабосильные пароходы в бурном море жались к берегам и «ежегодно терпели по нескольку аварий», что в Северном Ледовитом океане нужны пароходы «никак не менее !20-сильные», стоившие по 160 тысяч рублей18. Чижов на­ правляет в Лондон капитана Андрея Андрееви­ ча Линдена с поручением подыскать продаж ­ ный пароход, отвечающий требованиям север­ ного мореходства. 25 апреля 1875 года Линден прислал телеграмму: «...Пароход вполне подхо­ дящий. Стоимость 11000 фунтов стерлингов» (ме­ нее 100 тысяч рублей). Чижов тотчас ответил: «Покупайте пароход. Деньги готовы»19. Всеми делами в Петербурге ведал граф Кон­ стантин Федорович Литке, сын президента Ака­ демии наук, известного исследователя Арктики. Сохранились 27 его писем Чижову, связанных с учреждением северного пароходства. Литке должен был добиться утверждения устава нового Товарищества и подобрать кадры, способные умело поставить дело на Севере. Он регулярно информировал Чижова о результатах своей дея­ тельности, давал полезные советы. Порою Литке приходил в отчаяние: «Из министерства финан­ сов,— писал он 14 апреля 1875 года,— только обещания и никакого существенного содейст­ вия»20. Поскольку дело не сулило больших барышей, в обстановке недоброжелательства властей, его легко можно было бросить. Но Чижов прояв­ лял настойчивость, доказывал пользу и необхо­ димость учреждения пароходства, И Литке сно­ ва действовал. 24 апреля он признается: «Встре­ чая все эти затруднения на первых порах, по­ лучая разные неприятные сведения с Севера, иногда просто мороз по коже проходит. Если бы не Вы, Федор Васильевич, я бы был в состоянии отказаться от дела но с Вами про­ шибем лбом все препятствия»21. 6 мая 1875 года устав Товарищества был утвержден Александром II. Государственная к аз­ на приобретала 100 паев, то есть вкладывала в его акционерный капитал 50 тысяч рублей. На 17 мая пайщиками Товарищества Архан­ гельско-Мурманского срочного пароходства я в л я­ лись: Чижов — 105 тысяч рублей, три брата Мамонтовых — 9 тысяч рублей, инженер Д е л ь­ виг 1250 рублей, фабрикант Морозов — 2500 руб­ лей, рыбопромышленник Смолин — 1250 рублей, Литке — 2500 рублей22. Правление Товарищества находилось в Моск­ ве, в здании Общества Московско-Ярославской железной дороги. В состав Правления входили: председатель Чижов, директор Савва Иванович Мамонтов, бухгалтер и правитель дел князь Леонид Николаевич Оболенский, директор-распо­ рядитель (с пребыванием в Архангельске) от­ ставной генерал-майор Владимир Романович Шельтинг. Чижов подбирал в руководство Товарищест­ ва людей авторитетных, деятельных и знающих дело. В ноябре 1875 года он отказался от услуг капитана Шельтинга, который, по словам Чижова, «оказался не тем человеком, какого нам нужно... Он знает морское дело хорошо... честен и довольно деятелен», но он не знает бухгал­ терии; «главный его недостаток — непонима­ ние промышленных и коммерческих оборотов», к тому ж е он консервативен, выражает «страш­ ное недовольство ко всякому начинанию»23. К открытию навигации 1875 года на Мур­ ман пришли закупленные в Англии два паро­ хода. Один, получивший название «Архан­ гельск», обошелся с побочными расходами в 83101 рубль, второй — «Онега» — в 21863 руб­ ля. Общие затраты к исходу навигации соста­ вили 143 тысячи рублей24 — меньше, чем пред­ полагалось по предварительным расчетам. П аро ­ ходное сообщение по линии Архангельск — Вардё было поставлено на твердое основание. Товари­ щество, согласно уставу, получало в виде посо­ бия особую порейсовую плату от казны до 50 ты­ сяч рублей в год (в течение первых десяти лет) и при правильном ведении дел имело прибыль, позволявшую расширять пароходство, содейство­ вать развитию экономики Русского Севера. 4. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОЛГА Свое предпринимательство Чижов рассматри­ вал как служение Родине. Нажитые от труда рабочих и служащих капиталы он считал при­ надлежащими народу и хотел их вернуть тру­ дящимся самым наилучшим образом, так, чтобы его капиталы способствовали прогрессу породив­ шей его земли, поднятию цивилизованности рус­ ского общества. «Если бы каждый из сынов Ро­ дины,— говорил Чижов,— оставлял ей на добрую память что-нибудь полезное, она бы процве­ т ала»25. Почти все состояние — около 6 миллионов рублей — Чижов за в ещ а л городу Костроме. Не­ которые полагали, что часть капитала он пере даст своим любимым сестрам. Однако этого не произошло. Федор Васильевич сказал, что они, продав имение и купив акции его предприятий, удесятерили свои доходы и могут безбедно жить в провинции, а большие деньги портят челове- Свое решение Чижов объяснил так: «Я ро­ дился в Костроме, в ней получил первоначаль­ ное образование, и в ней положено начало моему нравственному формированию... Я в долгу перед Костромским краем» . . В костромской газете «Поволжский вестник» за 27 февраля 1911 года (отмечалось столетие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz