Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

РАДЕТЕЛЬ СЕВЕРА Ф. В. ЧИЖОВ 157 предприятия. Он обладал не только интуицией, деловой сметкой, но и данными ученого-эконо- миста, знатока реальных отношений в сфере финансов, правительственной политики и потреб­ ностей страны. Это помогло ему избежать про­ валов, убыточности и краха предприятий. В ито­ ге железнодорожное предпринимательство дало Чижову миллионное состояние и большой обще­ ственный вес. В 70-х годах он являлся мос­ ковским купцом первой гильдии, надворным со­ ветником (7-й ранг, равный чину подполковни­ ка в армии), считался в торгово-промышленных кругах довольно известной и крупной фигурой. Чижов не замыкался в сфере предпринима­ тельства, активно участвовал в общественно-по­ литической жизни, являлся членом ряда обществ и культурных учреждений (Географического об­ щества, Общества любителей художеств, Общест­ ва любителей коммерческих знаний, Общества содействия русскому торговому мореходству и д р . ) 10. В 1858 году Чижов вместе с И. С. Акса­ ковым составил устав Московского Славянского благотворительного комитета, созданного для «вспомоществования южным славянам», и позд­ нее пожертвовал 20 тысяч рублей на формиро­ вание отряда добровольцев генерала М. Г. Ч ер­ няева для освобождения Сербии от турецкого господства". 3.«ОЖИВИТЬ СЕВЕР» Осенью 1870 года группа торговцев и про­ мышленников Русского Севера (31 человек) во главе с кольским купцом М. А. Базарным об­ разовала Товарищество Беломорско-Мурман­ ского пароходства, которое при содействии пра­ вительства (получило субсидию 30 тысяч рублей в год) открыло в 1871 году регулярные рейсы из Архангельска до Северной Норвегии и обратно. Товарищество имело два парохода — «Великий князь Алексей», рассчитанный на 130 пассажи­ ров и 400 тонн груза, и «Качалов», предназначен­ ный для плавания по Белому морю,— на 150 пассажиров и 250 тонн груза . Товарищество начинало деятельность в труд­ ных условиях. На пути движения пароходов от­ сутствовали навигационные знаки, не было при­ станей, команды не имели должного опыта вож ­ дения судов. Сначала потерпел крушение паро­ ход «Алексей», потом произошла авария с «Ка­ чаловым». Товарищество объявило о прекраще­ нии своей деятельности. Однако за четыре года существования паро­ ходства население привыкло к удобному виду транспорта и требовало возобновления пароход­ ства. Но даж е при дотации казны, как пока­ за л а судьба Товарищества, пароходство на Край­ нем Севере не могло функционировать как ком­ мерческое предприятие: сезонность промыслов и передвижения людей и грузов, громадные рас­ стояния, частые штормы и туманы, малочис­ ленность населения обусловливали низкую доход­ ность пароходства. Поэтому никто не изъявлял желания вкладывать капиталы в рискованное предприятие. З а решение жизненно важной для Севера задачи взялся Чижов. Своим сестрам он сооб­ щал: «Я задумал оживить Север России и под- Ф . В. Чижов. нять промышленность Мурманского края заве­ дением пароходства. ...Теперь жители прибрежия Ледовитого океана терпят крайнюю нужду, а чу­ жеземцы пользуются богатствами, ловят мор­ ских зверей и рыбу, а поморам достаются скудные остатки» . Чтобы пароходство имело прибыль и могло развиваться, Чижов считал целесообразным сов­ местить его с ведением промыслов и торговлей. Он вступает в соглашение с крупным мур­ манским промышленником, купцом первой гиль­ дии Василием Ивановичем Смолиным и подает министру финансов М. X. Рейтерну ходатайство об учреждении «Северного промыслового и тор­ гового товарищества»14. В особой записке о по­ ложении дел на мурманском берегу отмеча­ лось, что там царит рутина, кабала и нищета поморов: «Весь рабочий люд остается едва толь­ ко с тощим дневным пропитанием... испокон века закабален местными кулаками... Север еще не испытал благодетельного влияния знания»15. По­ датели ходатайства обещали на собственные средства завести паровые и парусные суда и обеспечить поморскому населению выход на мур­ манские и новоземельские промыслы, открыть склады с солью, снастями и жизненными при­ пасами, подорвать монополию скупщиков про­ мысловой продукции и тем поднять заработки рыбаков и зверобоев. «Все эти мероприятия,— писали Чижов и Смолин,— будучи делом совер­ шенно новым в нашей промышленности и тре-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz