Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
РАДЕТЕЛЬ СЕВЕРА Ф. В. ЧИЖОВ 157 предприятия. Он обладал не только интуицией, деловой сметкой, но и данными ученого-эконо- миста, знатока реальных отношений в сфере финансов, правительственной политики и потреб ностей страны. Это помогло ему избежать про валов, убыточности и краха предприятий. В ито ге железнодорожное предпринимательство дало Чижову миллионное состояние и большой обще ственный вес. В 70-х годах он являлся мос ковским купцом первой гильдии, надворным со ветником (7-й ранг, равный чину подполковни ка в армии), считался в торгово-промышленных кругах довольно известной и крупной фигурой. Чижов не замыкался в сфере предпринима тельства, активно участвовал в общественно-по литической жизни, являлся членом ряда обществ и культурных учреждений (Географического об щества, Общества любителей художеств, Общест ва любителей коммерческих знаний, Общества содействия русскому торговому мореходству и д р . ) 10. В 1858 году Чижов вместе с И. С. Акса ковым составил устав Московского Славянского благотворительного комитета, созданного для «вспомоществования южным славянам», и позд нее пожертвовал 20 тысяч рублей на формиро вание отряда добровольцев генерала М. Г. Ч ер няева для освобождения Сербии от турецкого господства". 3.«ОЖИВИТЬ СЕВЕР» Осенью 1870 года группа торговцев и про мышленников Русского Севера (31 человек) во главе с кольским купцом М. А. Базарным об разовала Товарищество Беломорско-Мурман ского пароходства, которое при содействии пра вительства (получило субсидию 30 тысяч рублей в год) открыло в 1871 году регулярные рейсы из Архангельска до Северной Норвегии и обратно. Товарищество имело два парохода — «Великий князь Алексей», рассчитанный на 130 пассажи ров и 400 тонн груза, и «Качалов», предназначен ный для плавания по Белому морю,— на 150 пассажиров и 250 тонн груза . Товарищество начинало деятельность в труд ных условиях. На пути движения пароходов от сутствовали навигационные знаки, не было при станей, команды не имели должного опыта вож дения судов. Сначала потерпел крушение паро ход «Алексей», потом произошла авария с «Ка чаловым». Товарищество объявило о прекраще нии своей деятельности. Однако за четыре года существования паро ходства население привыкло к удобному виду транспорта и требовало возобновления пароход ства. Но даж е при дотации казны, как пока за л а судьба Товарищества, пароходство на Край нем Севере не могло функционировать как ком мерческое предприятие: сезонность промыслов и передвижения людей и грузов, громадные рас стояния, частые штормы и туманы, малочис ленность населения обусловливали низкую доход ность пароходства. Поэтому никто не изъявлял желания вкладывать капиталы в рискованное предприятие. З а решение жизненно важной для Севера задачи взялся Чижов. Своим сестрам он сооб щал: «Я задумал оживить Север России и под- Ф . В. Чижов. нять промышленность Мурманского края заве дением пароходства. ...Теперь жители прибрежия Ледовитого океана терпят крайнюю нужду, а чу жеземцы пользуются богатствами, ловят мор ских зверей и рыбу, а поморам достаются скудные остатки» . Чтобы пароходство имело прибыль и могло развиваться, Чижов считал целесообразным сов местить его с ведением промыслов и торговлей. Он вступает в соглашение с крупным мур манским промышленником, купцом первой гиль дии Василием Ивановичем Смолиным и подает министру финансов М. X. Рейтерну ходатайство об учреждении «Северного промыслового и тор гового товарищества»14. В особой записке о по ложении дел на мурманском берегу отмеча лось, что там царит рутина, кабала и нищета поморов: «Весь рабочий люд остается едва толь ко с тощим дневным пропитанием... испокон века закабален местными кулаками... Север еще не испытал благодетельного влияния знания»15. По датели ходатайства обещали на собственные средства завести паровые и парусные суда и обеспечить поморскому населению выход на мур манские и новоземельские промыслы, открыть склады с солью, снастями и жизненными при пасами, подорвать монополию скупщиков про мысловой продукции и тем поднять заработки рыбаков и зверобоев. «Все эти мероприятия,— писали Чижов и Смолин,— будучи делом совер шенно новым в нашей промышленности и тре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz