Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

^предприниматели ■ Н КОЛЬСКОГО Иван УШАКОВ, краевед 7. РАДЕТЕЛЬ СЕВЕРА ФЕДОР ЧИЖОВ Этот человек ни разу не был на Коль­ ском Севере, но много сделал для его развития. Благодаря капиталам и органи­ заторской деятельности Федора Василье­ вича Чижова в жизнь Поморья и Мурмана прочно вошло пароходство. Чижов родился в Костроме 27 февраля 1811 года Его родители были мелкими дворянами Чухломского уезда. Отец 35 лет преподавал в костромской гимназии общественные науки, пользовался боль­ шим уважением сограждан. Он привил сыну высокие нравственные качества, трудолюбие, умение логически мыслить, стремление к знаниям. Мать владела нескольки­ ми иностранными язы ка­ ми, читала детям сказки на английском и фран­ цузском языках. Тринадцати лет Федя отправился в Петербург, на казенный счет учился в гимназии, в 1832 году блестяще окончил Петер­ бургский университет и получил в нем долж ­ ность преподавателя на­ чертательной геометрии. В январе 1837 года Со­ брание Совета универси­ тета присудило ему сте­ пень магистра филосо­ фии и утвердило в звании адъюнкта по кафедре математических наук. Вскоре Чижову представился случай совершить путешествие по Западной Ев­ ропе в качестве наставника богатого юноши Григория Галагана. Чижов имел возможность совершенствоваться в ино­ странных языках, познакомиться с тех­ ническими достижениями и укладом жи з­ ни в передовых странах Запада. В 1841 году он снова посещает Западную Евро­ пу, изучает историю, литературу и искус­ ство, занимаясь в Венеции, Флоренции, Риме, Париже, Вене, Мадриде. В 1844 году Чижов жил в Риме вместе с худож­ ником А. А. Ивановым, трудившимся над картиной ’’Явление Христа народу” , и Н. В. Гоголем, которому он оказал мате­ риальную и духовную поддержку в труд­ ный для великого писателя период жи з­ ни. Чижов выступал в защиту славян, уг­ нетаемых австрийской монархией. По жа­ лобе австрийских властей на "подрывную деятельность” Чижова при въезде в Рос­ сию его арестовали и заключили в Петро­ павловскую крепость. Следствие не об­ наружило в поведении Чижова за гра­ ницей каких-либо преступных действий, однако Николай I запретил ему прожи­ вать в столицах и заниматься издатель­ ской или педагогической работой. Чижов остался без средств к сущест­ вованию. Имение после смерти матери перешло по наследству его сестрам. Но не пал духом. Он отправляется в Киев­ скую губернию, берет в аренду хутор Злодиевку близ Триполья, берется за но­ вое, неизвестное в России дело — шелко­ водство и достигает в нем большого ус­ пеха. Александр II, вступив на престол, раз­ решил Чижову проживание в Москве. Здесь он сближается с группой промыш­ ленников и финансистов — И. Ф. Мамон­ товым, братьями Шиповыми и другими, сотрудничаете профессором политэконо­ мии И. К. Бакстом, редактирует и издает ежемесячный журнал ’’Вестник промыш­ ленности” (1858— 1861 годы) и ежене­ дельную газету ’’Акционер” (1860— 1863 годы). . Главной сферой практической деятель­ ности Чижова стало железнодорожное строительство. Он пишет брошюру ’’Есть ли у нас свободные капиталы для по­ стройки железных дорог?” , в которой до­ казывает возможность создания в усло­ виях пореформенной России жизнеспо­ собных предприятий акционерного типа (1866 год). Совместно с Саввой Мамонтовым Чи­ жов создает объединение капиталистов и сооружает рельсовый путь от Москвы до Троицы (ныне — Сергиев-Посад), а за­ тем продолжил его до Ярославля. Эта первая в России частная железная до­ рога стала приносить прибыли, и акци- онеры провели дорогу до Вологды (1872 год).Рыночная цена акций быстро росла. Чижов избирается директором Москов­ ского купеческого банка с окладом в 10 тысяч рублей в год. Железнодорожное предприниматель­ ство дало Чижову миллионное состояние и большой общественный вес. В 70-х го­ дах он являлся московским купцом 1 ги­ льдии, надворным советником (7-й ранг, равный чину подполковника в армии), членом многих научных обществ и куль­ турных учреждений. В 1871 году на Севере возникло паро­ ходство. Купленные за границей парохо­ ды ходили по двум линиям: по Белому морю и вдоль Мурманского берега до норвежского города Варде. Плавать при­ ходилось в трудных условиях — отсутст­ вовали навигационные знаки, пристани, точные карты; не хватало опыта вожде­ ния судов. Сначала по­ терпел крушение паро­ ход ’’Великий князь Але­ ксей” , затем произошла авария с пароходом "К а ­ чалов” . Товарищество Б е л о м о р с к о ­ Мурманского пароходст­ ва потерпело крах. За четыре года сущест­ вования пароходства на­ селение привыкло к удобному виду транспор­ та. Но никто из частных предпринимателей не хо­ тел браться за рискован­ ное дело. Сезонность промыслов и передвиже­ ния людей и грузов, гро­ мадные расстояния, час­ тые штормы и туманы, малочисленность населения обрекали пароходство на убы­ точность. За решение жизненно важной для Се­ вера задачи взялся Ф. В. Чижов. Своим сетрам он сообщал: "Я задумал оживить Север России и поднять промышленность мурманского края заведением пароход­ ства... Теперь жители прибрежия Ледови­ того океана терпят нужду, а чужеземцы пользуются богатствами, ловят морских зверей и рыбу, а поморам достаются скудные остатки” . Чтобы пароходство имело прибыль и могло развиваться, Чижов считал целе­ сообразным совместить его с ведением промыслов и торговлей. Он вступает в со­ глашение с крупным мурманским про­ мышленником, купцом 1 гильдии Васили­ ем Ивановичем Смолиным и подает мини­ стру финансов М. X. Рейтерну ходатайст­ во об учреждении ’’Северного промыс­ лового и торгового товарищества” . В при­ ложенной к прошению записке о положе­ нии дел на Мурманском берегу отмеча­ лось, что там царит рутина, кабала и ни­ щета поморов: "Весь рабочий люд оста­ ется едва только с тощим дневным про­ питанием... испокон века закабален местными кулаками... Север еще не ис­ пытал благодетельного влияния знания". Податели ходатайства обещали на соб­ ственные средства завести паровые и па­ русные суда и обеспечить поморскому населению выход на мурманские и ново- земельские промыслы, открыть склады с солью, снастями и жизненными припа­ сами, подорвать монополию скупщиков промысловой продукции и тем поднять заработки рыбаков и зверобоев. "Все эти мероприятия,— писали Чижов и Смо­ лин,— будучи делом совершенно новым в нашей промышленности и требуя затра­ ты значительного капитала, на первых порах, как надо ожидать, не только не принесут Товариществу никакой прибы­ ли, но, вероятно, вызовут значительные непроизводительные издержки на опы­ ты ” , и просили у казны выдачи пособия ” на 10 лет по 15000 рублей в год” (рухнув­ шее пароходство получало ежегодную субсидию в размере 30000 рублей). Министр финансов заявил компаньо­ нам: поскольку предприятие будет част­ ным, а не государственным, то и все за­ траты оно должно нести само, без учас­ тия правительства. От создания промыс­ лового и торгового товарищества при­ шлось отказаться. Между тем население Архангельской губернии энергично просило правитель­ ство о возобновлении пароходного дви­ жения на Севере. Чижов в апреле 1875 года купил в Лондоне за 11 тысяч фунтов стерлингов (почти 100 тысяч рублей) пер­ воклассный пароход, который вскоре ка­ питан А. А. Линден привел в Архангельск. (Окончание следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz