Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
^предприниматели ■ Н КОЛЬСКОГО Иван УШАКОВ, краевед 7. РАДЕТЕЛЬ СЕВЕРА ФЕДОР ЧИЖОВ Этот человек ни разу не был на Коль ском Севере, но много сделал для его развития. Благодаря капиталам и органи заторской деятельности Федора Василье вича Чижова в жизнь Поморья и Мурмана прочно вошло пароходство. Чижов родился в Костроме 27 февраля 1811 года Его родители были мелкими дворянами Чухломского уезда. Отец 35 лет преподавал в костромской гимназии общественные науки, пользовался боль шим уважением сограждан. Он привил сыну высокие нравственные качества, трудолюбие, умение логически мыслить, стремление к знаниям. Мать владела нескольки ми иностранными язы ка ми, читала детям сказки на английском и фран цузском языках. Тринадцати лет Федя отправился в Петербург, на казенный счет учился в гимназии, в 1832 году блестяще окончил Петер бургский университет и получил в нем долж ность преподавателя на чертательной геометрии. В январе 1837 года Со брание Совета универси тета присудило ему сте пень магистра филосо фии и утвердило в звании адъюнкта по кафедре математических наук. Вскоре Чижову представился случай совершить путешествие по Западной Ев ропе в качестве наставника богатого юноши Григория Галагана. Чижов имел возможность совершенствоваться в ино странных языках, познакомиться с тех ническими достижениями и укладом жи з ни в передовых странах Запада. В 1841 году он снова посещает Западную Евро пу, изучает историю, литературу и искус ство, занимаясь в Венеции, Флоренции, Риме, Париже, Вене, Мадриде. В 1844 году Чижов жил в Риме вместе с худож ником А. А. Ивановым, трудившимся над картиной ’’Явление Христа народу” , и Н. В. Гоголем, которому он оказал мате риальную и духовную поддержку в труд ный для великого писателя период жи з ни. Чижов выступал в защиту славян, уг нетаемых австрийской монархией. По жа лобе австрийских властей на "подрывную деятельность” Чижова при въезде в Рос сию его арестовали и заключили в Петро павловскую крепость. Следствие не об наружило в поведении Чижова за гра ницей каких-либо преступных действий, однако Николай I запретил ему прожи вать в столицах и заниматься издатель ской или педагогической работой. Чижов остался без средств к сущест вованию. Имение после смерти матери перешло по наследству его сестрам. Но не пал духом. Он отправляется в Киев скую губернию, берет в аренду хутор Злодиевку близ Триполья, берется за но вое, неизвестное в России дело — шелко водство и достигает в нем большого ус пеха. Александр II, вступив на престол, раз решил Чижову проживание в Москве. Здесь он сближается с группой промыш ленников и финансистов — И. Ф. Мамон товым, братьями Шиповыми и другими, сотрудничаете профессором политэконо мии И. К. Бакстом, редактирует и издает ежемесячный журнал ’’Вестник промыш ленности” (1858— 1861 годы) и ежене дельную газету ’’Акционер” (1860— 1863 годы). . Главной сферой практической деятель ности Чижова стало железнодорожное строительство. Он пишет брошюру ’’Есть ли у нас свободные капиталы для по стройки железных дорог?” , в которой до казывает возможность создания в усло виях пореформенной России жизнеспо собных предприятий акционерного типа (1866 год). Совместно с Саввой Мамонтовым Чи жов создает объединение капиталистов и сооружает рельсовый путь от Москвы до Троицы (ныне — Сергиев-Посад), а за тем продолжил его до Ярославля. Эта первая в России частная железная до рога стала приносить прибыли, и акци- онеры провели дорогу до Вологды (1872 год).Рыночная цена акций быстро росла. Чижов избирается директором Москов ского купеческого банка с окладом в 10 тысяч рублей в год. Железнодорожное предприниматель ство дало Чижову миллионное состояние и большой общественный вес. В 70-х го дах он являлся московским купцом 1 ги льдии, надворным советником (7-й ранг, равный чину подполковника в армии), членом многих научных обществ и куль турных учреждений. В 1871 году на Севере возникло паро ходство. Купленные за границей парохо ды ходили по двум линиям: по Белому морю и вдоль Мурманского берега до норвежского города Варде. Плавать при ходилось в трудных условиях — отсутст вовали навигационные знаки, пристани, точные карты; не хватало опыта вожде ния судов. Сначала по терпел крушение паро ход ’’Великий князь Але ксей” , затем произошла авария с пароходом "К а чалов” . Товарищество Б е л о м о р с к о Мурманского пароходст ва потерпело крах. За четыре года сущест вования пароходства на селение привыкло к удобному виду транспор та. Но никто из частных предпринимателей не хо тел браться за рискован ное дело. Сезонность промыслов и передвиже ния людей и грузов, гро мадные расстояния, час тые штормы и туманы, малочисленность населения обрекали пароходство на убы точность. За решение жизненно важной для Се вера задачи взялся Ф. В. Чижов. Своим сетрам он сообщал: "Я задумал оживить Север России и поднять промышленность мурманского края заведением пароход ства... Теперь жители прибрежия Ледови того океана терпят нужду, а чужеземцы пользуются богатствами, ловят морских зверей и рыбу, а поморам достаются скудные остатки” . Чтобы пароходство имело прибыль и могло развиваться, Чижов считал целе сообразным совместить его с ведением промыслов и торговлей. Он вступает в со глашение с крупным мурманским про мышленником, купцом 1 гильдии Васили ем Ивановичем Смолиным и подает мини стру финансов М. X. Рейтерну ходатайст во об учреждении ’’Северного промыс лового и торгового товарищества” . В при ложенной к прошению записке о положе нии дел на Мурманском берегу отмеча лось, что там царит рутина, кабала и ни щета поморов: "Весь рабочий люд оста ется едва только с тощим дневным про питанием... испокон века закабален местными кулаками... Север еще не ис пытал благодетельного влияния знания". Податели ходатайства обещали на соб ственные средства завести паровые и па русные суда и обеспечить поморскому населению выход на мурманские и ново- земельские промыслы, открыть склады с солью, снастями и жизненными припа сами, подорвать монополию скупщиков промысловой продукции и тем поднять заработки рыбаков и зверобоев. "Все эти мероприятия,— писали Чижов и Смо лин,— будучи делом совершенно новым в нашей промышленности и требуя затра ты значительного капитала, на первых порах, как надо ожидать, не только не принесут Товариществу никакой прибы ли, но, вероятно, вызовут значительные непроизводительные издержки на опы ты ” , и просили у казны выдачи пособия ” на 10 лет по 15000 рублей в год” (рухнув шее пароходство получало ежегодную субсидию в размере 30000 рублей). Министр финансов заявил компаньо нам: поскольку предприятие будет част ным, а не государственным, то и все за траты оно должно нести само, без учас тия правительства. От создания промыс лового и торгового товарищества при шлось отказаться. Между тем население Архангельской губернии энергично просило правитель ство о возобновлении пароходного дви жения на Севере. Чижов в апреле 1875 года купил в Лондоне за 11 тысяч фунтов стерлингов (почти 100 тысяч рублей) пер воклассный пароход, который вскоре ка питан А. А. Линден привел в Архангельск. (Окончание следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz