Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

Сергий- В историй Кольского Се­ вера достойное место ныне занял Трифон — основатель Печенгсного монастыря, креститель лопарей, созда­ тель крупного промыслового хозяйства на Мурмане, про­ живший в Лапландии почти 60 лет. О деятельности его гто- вествует сочинение «Житие Трифона Печенгского*, опу­ бликованное Казанской ду­ ховной акадеиией в 1895 го­ да-, а до этого ходившее в многочисленных рукописных списках. . Автор и время составле­ ния Жития до недавнего вре ­ мени были неизвестны. Од­ ни исследователи относили его к концу XVII века, дру ­ гие к началу XVIII века. * В 1977 году видная ис­ следовательница древнерус­ ской литературы Маргарита Владимировна Кукушкина несколько прояснила * этот вопрос, указав в составе книг Соловецкого монастыря 1657 года нали­ чие двух канонов (текстов песнопений) «новым святым Трифону Печенгском}' да Варлааму Керецкому». Ста­ ло известно время причисле­ ния Трифона к лику святых, чему обычно предшество­ вало описание жизни и чу­ дес представляемого канди­ дата. Однако оставалось за ­ гадкой, где и кем были на­ писаны жития и службы «новым святым», подвизав­ шимся на Кольском Севере. И вот — загадки больше не существует, В сентябрь- сном номере журнала «Се­ вера опубликованы матери­ алы о выдающемся соловец­ ком книжнике Сергии Ше- лонине, который являлся автором жизнеописания Трифона. Литературовед Юрий Михайлович Шуль- ман в статье «Повести о чкъ десах...» сообщает: «Ше- лонин пишет такие сочи­ нения, как Житие Иоанна и Логгина яренгских. Житие игумена Филиппа (Колыче­ ва), преподобного Германа, Житие Трифона Печенгского, Варлаама Керецкого и ряд других произведений, соста­ вивших в целом классику северорусской агиографии» (литературы о святых). Сергий Шелоннн- — лич­ ность давно известная спе­ циалистам. До принятия мо­ нашества служил в одном из московских приказов. В течение семи лет на Солов­ ках занимался перепиской книг и, возможно, вместе со знаменитым автором Сказа­ ния о смуте Авраамием Г о ­ лицыным. Бывший КОЛЬСКИЙ воевода застал Трифона Пе­ ченгского в последние годы его жизни и мог рассказать иноку Сергию кое-что о пра­ ведном старце. Затем Сергий занимает высокую должность архи­ мандрита первоклассного Ипатьевского монастыря в Костроме, хорошо известен в правящих кругах России. Вернувшись снова в Солов­ ки, отдался любимому делу — переписке книг, часть ко­ торых в память своих роди­ телей дал вкладом в библи­ отеку монастыря, чтобы отец и мать были записаны «в вечный помин». Исследователи литератур­ ной деятельности Сергия Трифона единодушно считают его «выдающимся, самобытным книжником», талантливым писателем, литературное творчество которого «вышло за рамки местного значе­ ния». • Обычно жития считаются довольно мутным историче­ ским источником. Они со­ держат зачастую всякого рода вымыслы, преувеличе­ ния, необходимые для под­ тверждения «святости» божьего угодника или для прославления обители. По­ этому важно знать методы работы авторов. Сергий Ше- л о н и й сохранял фактиче­ скую основу собранных ма­ териалов, излагая их лите­ ратурным слогом, «украшен­ ное, как того требовал ж и ­ т и й н ы й жанр. В послесловии к Житию Трифона он указывает на записки «самовидцев» дея­ тельности печенгского стар­ ца — в его распоряжении были «малые книжицы», ко­ торые сохранили некоторые благочестивые почитатели из любви к святому. Он же. неназванный составитель Жития, опираясь на «писа­ ния краткие»', «понудихся Службу и Жнтие преподоб­ ного во едину книгу совоку­ пив, написати». ’ Житиё Трифона содержит рассказы об устроении оби­ тели и просвещении лопа­ рей, хождении преподобного в Великий Новгород милос­ тыни ради, о ношении же£- новных каменев из Колы в обитель старопеченгскую. Здесь же сведения о кончи­ не чудотворца, об избиении иноков Печенгского монасты* ЭТО БЫЛО В СТАРИНУ ря и другие рассказы. З а ­ канчивается сочинение сооб­ щением об устройстве мона­ стыря в Коле, близ Благове­ щенской церкви, а затем, после пожара, на' острове, «за рекою Колою». Запечатлен облик Трифо­ на: ростом «не мал. нагиб (сгорблен), плотню крепок, малоплешив, брадою сед». Из-за скудости письмен­ ных материалов по истории Кольского Севера в XVI веке Жнтие Трифона явля ­ ется ценным источником знаний о раннем периоде заселения и хозяйственного освоения Мурмана, христи­ анизации саамов, нападении шведов на Печенгу. Зн ая автора сочинения и приемы его письма, мы мо­ жем теперь с большим до­ верием относиться к Житию Тркфона как историческому документу. И. УШАКОВ. Краевед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz