Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

КРАЕВЕДЕНИЕ B S ta a a e s «та КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ *” * . ■ и . I - 1.1 . га 21 ЯНВАРЯ 19S9 г. (Продолжение. Начало в Л? 2 or 14.01.S0 г.) 3. «ОЖИВИТЬ СЕВЕР» Осенью 1870 года группа торговцев и промышлен­ ников Русского Севера (31 человек) во главе с коль­ ским купцом Мартемьяном Базарным образовала То­ варищество Беломорско-Мурманского пароходства, ко ­ торое при содействии правительства (субсидия 30.000 рублей в год) открыло в 1871 году регулярные рейсы из Архангельска до Северной Норвегии и обратно. Товарищество имело два парохода — «Великий князь Алексей», рассчитанный на 130 пассажиров и 400 тонн груза, и «Качалов», предназначенный для плавания по Белому морю (на 150 пассажиров и 250 тонн груза). Товарищество начинало деятельность в трудных ус­ ловиях. На пути движения пароходов отсутствовали навигационные знаки, не было пристаней, команды не имели должного опыта вождения судов. Сначала по­ терпел крушение пароход «Алексей», потом произош­ ла авария с «Качаловым». При отсутствии запасного капитала Товарищество оказалось нежизнеспособным... Однако за четыре года существования пароходства население привыкло к удобному виду транспорта и требовало возобновления рейсов. Но даже при дота­ ции казны, как показала судьба Товарищества, паро­ ходство на Крайнем Севере не могло функционировать как коммерческое предприятие: сезонность промыс­ лов и передвижения людей и грузов, громадные рас­ стояния, частые штормы и туманы, малочисленность населения обусловливали низкую доходность. Поэтому никто не изъявлял желания вкладывать капиталы в рискованное предприятие. За решение жизненно важной для Севера задачи взялся Чижов. Своим сестрам он сообщал: «Я задумал оживить Север России и поднять промышленность Мурманского края заведением пароходства... Теперь жители прибрежия Ледовитого океана терпят крайнюю нужду, а чужеземцы пользуются богатствами, ловят морских зверей и рыбу, а поморам достаются скуд­ ные остатки». Чтобы пароходство имело прибыль и могло раз­ виваться, Чижов считал целесообразным совместить его с ведением промыслов и торговлей. Он вступает в со­ глашение с крупным мурманским промышленником, купцом I гильдии Василием Ивановичем Смолиным и подает министру финансов М. X. Рейтерну ходатайство об учреждении «Северного промыслового и торгового товарищества». В особой записке о положении дел на Мурманском берегу отмечалось, что там царят рутина, кабала и нищета поморов: «Весь рабочий люд остает­ ся едва только с тощим дневным пропитанием... ис- покон века закабален местными кулаками... Север еще не испытал благодетельного влияния знания». Подате­ ли ходатайства обещали на собственные средства за­ вести паровые и парусные суда и обеспечить помор­ скому населению выход на мурманские и новоземель- ские промыслы, открыть склады с солью, снастями и жизненными припасами, подорвать монополию скуп­ щиков промысловой продукции и тем поднять зара­ ботки рыбаков и зверобоев. «Все эти мероприятия, — писали Чижов и Смолин, — будучи делом совершенно новым в нашей промышленности и требуя затраты значительного капитала, на первых порах, как надо ожидать, не только не принесут Товариществу никакой прибыли, но, вероятно, вызовут значительные непроиз­ водительные издержки на опыты», — и просили у каз­ ны выдачи пособия «на 10 лет по 15.000 рублей в год». Министр финансов заявил компаньонам: поскольку предприятие будет частным, а не государственным, то и все затраты оно должно нести само, без участия правительства. От создания промыслового и торгового товарищества пришлось отказаться. Тем временем ар­ хангельский губернатор донес о том, что Беломорско­ Мурманское пароходство терпит крах, и он опасается «остаться без морского сообщения». Не ожидая ликвидации прогоревшего товарищества, Чижов принимает энергичные меры к созданию но­ вого пароходства, и прежде всего к закупке много ­ сильных судов. Опыт показал, что слабосильные па­ роходы в бурном море жались к берегам и «ежегод­ но терпели по нескольку аварий»; в Северном Ледо­ витом океане нужны пароходы «никак не менее 120­ сильные», стоящие по 160.000 рублей. Чижов направ­ ляет в Лондон капитана Андрея Андреевича Линдена с поручением подыскать продажный пароход, отве­ чающий требованиям северного мореходства. 25 ап­ реля 1875 года от Линдена была получена телеграм­ ма: «..Пароход вполне подходящий. Стоимость 11.000 фунтов стерлингов» (менее 100 тысяч рублей). Чижов тотчас отвечает: «Покупайте пароход. Деньги готовы». Всеми делами в Петербурге ведал граф Констан­ тин Федорович Литке, сын президента Академии наук, известного исследователя Арктики. Сохранилось 27 его писем Чижову, связанных с учреждением север­ ного пароходства. Литке должен был добиться утверж­ дения устава нового товарищества и подобрать кад­ ры, способные прочно поставить дело на Севере. Он регулярно информировал Чижова о результатах своей деятельности, давал полезные советы. Порою Литке приходил в отчаяние: «Из министерства финансов, — писал он 14 апреля 1875 года, — только обещания и никакого существенного содействия». Поскольку дело не сулило больших барышей, в об­ становке недоброжелательства властей его легко м ож ­ но было бросить. Но Чижов проявлял настойчивость, доказывал пользу и необходимость учреждения перо- ходства. И Литке снова приходил в деятельное состоя­ ние. 24 апреля он признается: «Встречая все эти за­ труднения на первых порах, получая разные неприят­ ные сведения с Севера, иногда просто мороз по ко­ же проходит. Если бы не Вы, Федор Васильевич, я бы был в состоянии отказаться от дела, но с Вами прошибем лбом все препятствия». 6 мая 1875 года устав Товарищества был утвержден Александром II. Государственная казна приобретала 100 паев, то есть вкладывала в его акционерный ка­ питал 50 тысгЛн рублей. На 17 мая пайщиками Товари­ щества Архангельско-Мурманского срочного пароход­ ства являлись: Чижов — 105.000 рублей, три брата Мамонтовых — 9.000 рублей, инженер Дельвиг — 1.250 рублей, фабрикант Морозов — 2.500 рублей, рыбопромышленник Смолин — 1.250 рублей, Литке — 2.500 рублей. Правление Товарищества находилось в Москве, в здании Общества Московско-Ярославской железной дороги. В состав Правления входили: председатель Чижов, директор Савва Иванович Мамонтов, бухгал­ тер и правитель дел князь Леонид Николаевич Обо­ ленский, директор-распорядитель (с пребыванием в Архангельске) отставной генерал-майор Владимир Ро­ манович Шельтинг. Чижов подбирал в руководство Товарищества людей авторитетных, деятельных и знающих дело. В ноябре 1875 года он отказался от услуг капитана Шельтинга. «Он оказался, — извещал Чижов, — не тем челове­ ком, какого нам нужно... Знает морское дело хоро­ шо... честен и довольно деятелен», но не знает бух­ галтерии; «главный его недостаток — непонимание промышленных и коммерческих оборотов», консерва­ тивен: «страшное недовольство ко всякому начина­ нию». К открытию навигации 1875 года на Мурман пришли закупленные в Англии два парохода. Один, названный «Архангельск», обошелся с побочными расходами в 83.101 рубль, второй — . «Онега» — в 21.863 рубля. Общие затраты к исходу навигации составили 143 ты­ сячи рублей — меньше, чем предполагалось по пред­ варительным расчетам. Пароходное сообщение по ли­ нии Архангельск — Вардё было поставлено на твер­ дое основание. Товарищество, согласно Уставу, полу­ чало в виде пособия особую порейсовую плату от казны до 50 тысяч рублей в год (в течение первых десяти лет) и при правильном ведении дел имело прибыль, позволявшую расширять пароходство, со­ действовать развитию экономики Русского Севера. 4. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОЛГА Свое предпринимательство Чижов рассматривал как служение Родине. Нажитые от труда рабочих и слу­ жащих капиталы он считал принадлежащими народу и хотел их вернуть трудящимся самым наилучшим об­ разом, так, чтобы его капиталы способствовали про­ грессу породившей его земли, поднятию цивилизо­ ванности русского общества. «Если бы каждый из сынов Родины, — говорил Чижов, — оставлял ей на добрую память что-нибудь полезное, она бы процзе- тала». Почти все состояние — 6 миллионов рублей — Чи­ жов завещал городу Костроме. Некоторые полагали, что часть капитала он передаст своим любимым сест­ рам. Однако этого не произошло: Федор Васильевич сказал, что они, продав имение и купив акции его предприятий, удесятерили свои доходы и могут без­ бедно н*ить в провинции, а большие деньги портят человека. Чижов не захотел жертвовать деньги на церковь __ или на раздачу нищим, как иногда делали богачи пе­ ред смертью. Он хотел употребить капиталы на стоя­ щее дело и направить их туда, где прошло его дет­ ство. «Я родился в Костроме, — заявил Чижов, — в ней получил первоначальное образование и в ней положено начало моему нравственному формирова­ нию... Я в долгу перед Костромским краем». В костромской газете «Поволжский вестник» за 27 февраля 1911 года помещена фотография: Ф. В. Чи­ жов в присутствии друзей-душеприказчиков И. С. Аксакова и А. И. Дельвига подписывает свое завеща­ ние. Могучий на вид старик с седой окладистой боро­ дой передает свои миллионы на создание техниче­ ского института и ремесленных училищ, родильного дома со школой акушерок и другие нужды города Костромы. Румянцевскому музею в Москве (ныне Библиотека СССР имени В. И. Ленина) Чижов передал в дар 5.000 ценных книг, картины Брюллова, Лосенко и Лам- пи, а также огромный личный архив (по современной описи — 2.677 единиц хранения). В течение 52 лет Чижов вел дневник, который передал в запечатанном виде с разрешением открыть для чтения через 40 лет (три тома рукописей). Чижов хотел наладить подготовку кадров в про­ фессиональных школах на основе новейшей техники и оправдавших себя методов обучения. Уже серьезно больной, он предпринял поездку в Англию, Норвегию и Швецию, где знакомился с постановкой профессио­ нального образования и достижениями в области промышленности и транспорта, после чего составил рекомендации для вновь открываемых школ на заве­ щанные капиталы. Нуждающимся ученикам полагалось выдавать стипендии, обеспечивать общежитиями. На средства Чижова были открыты высшее техниче­ ское училище в Костроме, ремесленные школы в го­ родах Кологриве, Чухломе и Макарьеве, земская боль­ ница. Отмечая столетие со дня рождения Чижова, га­ зета «Поволжский вестник» писала: «Благодаря капи­ талам... Федора Васильевича застроен в Костроме це­ лый квартал. Несколько тысяч семейств получают возможность жить безбедно». При содействии Чижова в 1874— 1875 годах возник­ ли: Дельвиговское железнодорожное училище в Моск ­ ве, Александровское — в городе Ельце, Московская школа железнодорожных машинистов и мастеров. До конца жизни Федор Васильевич оставался холо­ стым, жил без семьи. Ему принадлежал в Москве, на Садово-Кудринской, небольшой дом, при котором он держал двух-трех слуг (Егора Майорова, Алексея и Николая Лапшиных). Даже владея миллионами, Чи­ жов ограничивался самыми минимальными расходами на личные потребности, считал невозможным тратить то, что надо вернуть народу. 5. РУССКИЙ САМОРОДОК Ф. В. Чижов скончался от аневризмы 14 ноября 1877 года. За гробом покойного шло множество лю­ дей. Общественность Москвы скорбила об уходе из жизни такого замечательного человека. Вот несколько высказываний о Чижове деятелей, близко знавших его. С. И. Мамонтов говорил: «...Это рядовой рабочий человек и в то же время величайшая личность... все­ сторонне образованный человек. Он интересовался всем тем, что дает наука... Ум благородный... Интелли­ гентная, честная постановка общественного дела и бережливость до мелочей — такова его задача. К лю­ дям фальшивым и пошловатым он бь:л беспощаден иногда до резкости... Таким его все знали и боялись». Почти так же писал о Чижове А. Чероков: «Идеаль­ но чистосердечен, ангельски правдив... Никто из всей массы соприкасавшихся с ним не мог заподозрить в нем хоть одну каплю лжи, изворота и подходца. Это был человек, гнушавшийся малейшей лжи, клей­ мивший публичным позором носителей неправды». Биограф Чижова А. Н. Прохорова отмечала: «Он был очень скромен и никогда не выставлял своих ус­ луг — делал добро втайне... был замечательно неж­ ным сыном по отношению к матери. Сестры видели в нем образец всех добродетелей». (Окончание ни S u стр.). На репродукциях старинных открытой, любезно предоставленных нам Мурманским областным крае­ ведческим музеем из своих фондов, сы видите фото­ пейзажи, сделанные неизвестным мастером на побе­ режье Мурмана. Слева — становище Рында, справа — становище Гаврилово.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz