Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
ЛЕННРОТ НА КОЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ 141 Леннрот отмечал, что некоторые коляне знают иностранные языки: "Врач — латынь и немного немецкий, городничий — немец кий, учитель — немного тот и другой. Один морской капитан говорит по-норвежски". Но вот кончилась разгульная масленица, 2 (1 4 ) марта начался великий пост. Кастрен давал такую картинку собрания кольского общества: "Уездный врач сидит, полураз- валившись, на своем ш ироком диване и тол кует о тяжелом воздухе и о необходимости предохранять себя от скорбута (цинги); та моженный пристав жалуется на тяжелые времена, когда обложили пошлиной даже и табак. Д р у г его, учитель, советует ему к у рить все-таки беспошлинный табак, уверяя, что и это Бог простит ему. Сам учитель страдает злокачественной сыпью; исправ ник — ревматизмом ; заседатель показал нам желтые пятна на груди. Стряпчий сидит подле истеричной дочери своей. У городни чего и других болит голова. Что же у судьи — решить трудно, потому что он не гово рит ни слова. Дамы сидят все по домам и •—• едят капусту... Учитель учил нас русском у выговору, русской грамматике и снабжал русскими книгами". На пути из Колы в Кандалакшу ученые на блюдали движение беломорских крестьян на мурманские рыбные промыслы. "Боль шинство, — писал Леннрот, — шло пешком, таща за собой легкие санки... Иные везли свой скарб на собаках, другие нанимали оленей. Многие были в самом жалком поло жении: припасы, взятые из дома, кончились, а денег на еду не было. Предвидя предстоя щие лишения, кое-кто из них прихватил с со бой из дома всякий мелочной товар: жен ские сороки (повойники), ленты для волос, веревки и лоскутки ткани, которые они наде ялись продать лопарям ..." В Раснаволоке (на северной Имандре) — небольшая ярмарка: Кольские торговцы "продавали м урманщикам м у ку , хлеб, ры бу и вино... Товар пользовался с п р о с о м ..." Встречные партии мурманщиков, по 20, 30 и даже 50 человек в каждой, не походи ли на уныло бредущих, усталых людей. "Толпы эти, — отмечал Кастрен, — шли с пением и кр и ком . А лица большей части выражали удаль и отвагу". Значительный интерес представляют зари совки лопарского быта, сделанные Леннро- том . "Кильдинский погост, — говорится в за писи от 21 марта 1842 года, — расположен межд у сопками в двух милях от Колы. В нем проживает около 10— 15 семейств, из них 5 живет в рубленых постройках, в которых имеется отдельная клеть, или закуток, для хранения котлов, горшков и питьевои воды. От пола, застланного деревянными балка ми, закуток отделяется бревном, в закутке ж е пол не настилается. В постройке от 2 до 4 окон, лавки настолько низкие, что спина ус тает от сидения на них... В зимнее время ж и тели Кильдина почти каждый день бывают в Коле". По словам уездного исправника, на Коль ском полуострове проживало 1700 лопарей. Они многое переняли у русского населения. "В Масельге, — писал Леннрот, — попари живут в настоящих русских избах с русской печью, дымоходом и припечным столбом, от которого шли к стенам широкие ворон цы ... В Кильдине, наряду с рублеными изба ми, мы видели жилища, обложенные дер ном, по форме напоминающие так называе мые корты (вежи) с очагом посредине, над которым в потолке имеется открытое от верстие". Лопари по почтовому тракту "разговари вают в основном по-русски, так что их не во зм ож н о отличить от урожденных р у с ских". В жилищах лопарей встречается "хо рошая посуда для чаю: фарфоровые чашки и кувшин, а также вместительный медный кофейник". Леннрот столкнулся в пути с загадочным художеством. "На коре многих деревьев, — сообщал он, — были вырезаны фигурки лю дей головой вниз, но сколько бы я ни рас спрашивал об их значении, так и не получил объяснения этому". Леннрот часто сопоставлял жизнь россий ских и финских лопарей. "Обычаи лопарей России, — писал он, — во многом отличают ся от обычаев других лопарей... Еду варят женщины, хотя у всех других лопарей — это м уж ско е занятие... В Риккатайболе лопарка замесила кислое тесто для хлеба и испекла его в печи... У многих в местах летних стоя нок имеются бани, в которых они парятся, что вовсе против обычаев лопарей, ведь да же лопари Инари, усвоившие наполовину обычаи финнов, не ходят в баню ... В их из бах, как правило, чисто, пол и лавки вымыты, во многих избах — обычные столы... Они пользуются столешницей, которая при необ ходимости ставится на специально для этого сделанное подстолье или другую подставку. Воду для питья и приготовления пищи они бе рут из озера или другого природного источ ника, а не растапливают из снега, подобно остальным лопарям". Цепкий взгляд приезжего иноземца под мечал многое, о чем русские путешествен ники, привыкшие видеть подобные порядки, умалчивали.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz