Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

АРХИВ МЫСЛИ 116 жители края в национальных одеждах, сцены встречи и товарообмена голландцев с русски­ ми поморами, охоты на морских зверей, пере­ носа лодки и т. п. Все рисунки выполнены тщательно, с множеством бытовых деталей. Так, с документальной точностью показан ло ­ парский погост на острове Кильдине. Изобра­ жены шестнадцать веж, над семью из них клубится дым (на кострах готовится пища), двое подростков несут в котле воду, двое ло ­ парок чинят снасти. Зарисовка сделана участ­ никами экспедиции Яна Линсхотена в конце июня 1594 года. Завершился весенний лов трески. В кучи сложены связки сушеной рыбы, приготовленной на продажу, часть улова про ­ ветривается на сушильнях, на берег вытащены промысловые лодки. В погосте выделяется па­ латка сборщиков пошлин, они одеты в русские кафтаны, лопарка несет им меха, вероятно, в уплату дани. Возле веж — собаки на привязи, чуть в стороне — олени, один в упряжке, другой на воле. Позади погоста — озеро Могильное. Гравюрами проиллюстрирована книга гол­ ландца Геррита де Фера «Плавания Баренца. 1594—1597» (Л., 1936). С середины XIX века в сочинениях о Край­ нем Севере появляются русские зарисовки. В «Очерках А р х а н ге л ь с ко й губ ернии » В. П. Верещагина даны иллюстрации, изобра­ жающие быт лопарей: их вежи, приготовление пищи на очаге, промысловое судно-тройник, сбор в дорогу. С. В. Максимов поместил в журнале «Ил­ люстрация» (СПб, 1858, № 12) рисунок девят­ надцатиглавого Воскресенского собора в Коле, сделанный до его сожжения англичанами во время Крымской войны (вид с запада), а академик А. Т. Жуковский в «Известиях Архео­ логического общества» (СПб, 1861.— Т. II, вып. 1), опубликовал план и вид южной стороны этого выдающегося памятника архитектуры. В 1885 году на крейсере «Забияка» Мурман посетил президент Академии художеств, вели­ кий князь Владимир Александрович. Сопро­ вождавшие его художники (А. Шильдер и другие) зарисовали с натуры китобойный завод в Ура-губе, факторию в становище Ере­ тики, китобойные пароходы. Во время стоянки в Териберке художники запечатлели труд ры­ баков (рисунки «На шняке. Зуек, тяглец и вёсельщик», «Стоянка шняки после постановки яруса»), В Коле к приезду «августейшего путе­ шественника» местные власти организовали этнографическую выставку: поставили куваксу (летнее жилище лопарей) со всею бытовой обстановкой лопарской семьи. Художники изо ­ бразили это становье на фоне городских домов. Зарисовки Мурмана опубликованы в уже упомянутой книге К. К. Случевского «По Северо-Западу России». В 1894 году средствами живописи (краска­ ми) запеча тлели М урман К. А. К о ро ви н и В. А. Серов, направленные на Север Саввой Мамонтовым. Коровин написал с натуры этюды «Святой Нос», «Мурманский лов рыбы ярусами на море», «Становище Териберка», «Остров Киль- дин», «Екатерининская гавань», «Церковь и кладбище в Еретиках», «Ручей святого Трифона в Печенге», «Церковь на Пазреке» и другие. Серову принадлежат этюды «Поморы», «Паро­ ход "Ломоносов"», «Трифоно-Печенгский мо­ настырь» и другие. Их репродукциями проил­ люстрирована книга Е. Л. Кочетова «По Студе­ ному морю». С конца XIX века в печатных изданиях стали широко использоваться фотографические снимки. Архангельские губернаторы (А. П. Эн- гельгардт, И. В. Сосновский), отправляясь на Кольский полуостров, брали с собою фотогра­ фов и создавали фотоальбомы с видами Севе­ ра. Особенно много превосходных снимков сделал Я. И. Лейцингер. Он запечатлел селе­ ния, становища, предприятия, суда, памятники архитектуры, типы жителей. М. Н. Книпович удачно сфотографировал город Александ- ровск, Екатерининскую гавань, промысловые занятия на Мурмане, «птичьи базары». Путевые записки А. П. Энгельгардта «Рус­ ский Север» средствами фототипии показыва­ ют виды Умбы, Кандалакши, Княжой Губы, Колы, Печенгского монастыря, становищ и факторий Мурмана, промысловых заведений, производственные занятия — лов, посолку и сушку рыбы; выразительны снимки «Лопари в Раснаволоке», «Рыбаки-поморы». В книге Н. Ф. Королькова «Трифоно-Пе­ ченгский монастырь» помещены фотографии монастыря и всех его строений, Печенгского погоста, церкви Бориса и Глеба на Пазреке, Сретенской церкви над могилой Трифона, бо ­ гомольцев, работавших в монастырском хо ­ зяйстве. Хорошо иллюстрировано снимками «Опи­ сание Мурманского побережья» А. К. Сиденс- нера (СПб, 1909). На них запечатлены торжества открытия нового портового города Александровска, пароход «Андрей Первозван­ ный», лопари на промысле, виды Порт-Влади- мира, становищ, факторий и т. д. Лучшие фотографии вошли в альбом «Се­ верны й край» , с о с та вл е н ны й в 1908 го д у И. В. Сосновским . Интересные сним ки приводятся в книге С. Н. Дурылина «За полуночным солнцем» (М., 1913): на них — общий вид церкви Иоанна Предтечи в Кандалакше, вид новой лопарской вежи с окнами, оленьих загонов у лопарей. Много фотодокументов помещено в изда­ нии «Мурманская железная дорога» (Пг., 1916): снимки всех этапов строительных работ от рубки просек до открытия движения по рель­ совому пути, виды селений, пристаней, стан­ ций, мостов, скальных выемок; историческая фотография закладки храма и открытия города Романова-на-Мурмане 21 сентября (4 октября по новому стилю) 1916 года. Указанные снимки частично использованы в первом томе моих сочинений «Кольская земля».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz