Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
АРХИВ МЫСЛИ 108 издание: М., 1911), наряду с правдивыми све дениями (например, описание Колы, встречи с лапландским охотником, рассказ о «рукоделье московитских лапландок»), встречаются и со мнительные утверждения (вроде: «Русские, живущие в Коле, не знают никакого другого бога, кроме святого Николая, который, по их мнению, управляет всем миром» (по-видимо му, француз был поражен почитанием Нико лая — покровителя моряков, в честь которого повсюду стояли храмы; отсюда и местная по говорка: «От Холмогор до Колы — тридцать три Николы»), В XVII—XVIII веках появилось немало рус ских источников, и значение сочинений ино странцев снижается. 9. ЧЕЛОБИТНЫЕ Прошения на имя главы государства и дру гих лиц, обладавших властью, — челобитные — очень разнообразны по содержанию. По челобитью Трифона Иван IV в 1556 году освободил земельные приобретения Печенг ского монастыря от уплаты дани и пошлин. Монахи Кирилло-Белозерского монастыря в своей челобитной в 1578 году просили царя узаконить покупку угодий в Умбской волости, на что последовала монаршая милость: монас тырю отдавались в вотчинное владение «32 лука с дворы и с землею и со всякими угодьи и с тамгою (торговым сбором. — И. У.) и с рыбными ловлями... и с варницами соля ными...» Простой народ искал защиты у правителей от притеснений местной администрации. Че лобитные написаны, как правило, в самоуничи жительном ■тоне. Это даже не просьбы, а мольбы. Нередко челобитные завершаются ха рактерной фразой: «Государь, смилуйся, пожа луй!» В челобитных ярко отражается угнетенное положение рядовой массы населения. Правда, краски иногда сгущены (вроде: «помираем го лодной смертью»), но это не ложь, а особен ности жанра. Сохранилось немало челобитных от лопа рей. До 1602 года они были «двоеданными»: платили налоги и Дании и России. В 1591 году датский король Кристиан IV многократно уве личил размер дани, а ее сборщики, сверх того, брали себе непомерные «кормы». Не прошло и пяти лет, как со всех лопарских погостов стали поступать к королю челобитные. Нотозерцы писали: «А всех лопаришек в нашем погосте 20 человек... А данщик ваш Юсип подводы емлет сильно, бьет и мучит нещадно, и в железа кует и на мороз мечет... емлет корму много, не по старине: хлебов, государь, емлет пятеро, мяса... 12 чюрумбал, да рыбы, государь, по 100 сигов, а в старину брали по хлебу, да мяса чюрумбалы две, да сигов десять... И теперь мы, лопаришка, вконец загибли от данщиков ваших». Челобитная пазрецких лопарей закан чивалась так: «Милостивый государь царь, вели им имати по-прежнему, как имали преже того Юсипа и Ивана, чтоб нам мочно от их насильства прожить вперед. Государь, смилуй ся!» («Русские акты Копенгагенского Государ ственного архива». СПб, 1897, № 65—67). Жалобы на притеснения местных властей поступали и к русскому царю. В 1617 году пяозерские лопари посылали в Москву Рудака Андреева «от всей Лопской земли бить челом», чтобы платить им дань не кольским сборщи кам, а отвозить ее в Москву ежегодно к 1 марта. Правительство удовлетворило просьбу лопарей. Но через три года в Пяозерский по гост явился данщик Кузьма Паголихин и ото брал уже собранные для отправки в Москву деньги. Лопари подали новую челобитную с описанием бесчинств корыстного чиновника. В результате последовало царское распоряже ние: Паголихина примерно наказать, а коль ского воеводу Пимена Юшкова предупредить, что если подобные безобразия повторятся и лопари «учнут бить челом», то с виновных «те их убытки» взыщутся вдвое да «быти вам, вое воде, в великой опале». Понойские лопари, состоявшие в духовном ведомстве, на произвол кольских властей в 1673 году жаловались патриарху Питириму. В своей челобитной они писали: «...высылают их в Кольской острог для городовой поделки и правят на них езды и кормы и подводы боль шим правежом без пощады... связав, бьют и мучат и всякое надругательство чинят... и в Кольском остроге в тюрьме морят голодом...» По ходатайству патриарха царь запретил коль ским чиновникам вторгаться в вотчинные вла дения монастырей. («Сборник материалов по истории Кольского полуострова» № 21, 29, 38, 46; С борни к грамо т Коллегии э коном ии . — Т. 2, № 153). Не мирились лопари и с притеснениями кольских воевод. По челобитной нотозерских и сонгельских лопарей Петр I предписал «вое воде Ивану Воронецкому отвести им Падун- ское угодье», но он взял с лопарей «большие поминки» и продолжал вымогать новые прино шения. В челобитной 1699 года лопари жало вались: «воевода берет силою с погоста по 10 оленин (кож. — И. У.) да по 5 кереж рыбы и мяса... 60 семог. А как они приходят в Колу для промыслу, и он их сажает в приказ и берет с них рубли по два и по три...» В то же время на Воронецкого пожалова лись стрельцы: «воевода сажает их в холодные тюрьмы и в железах держит и мучит... по году и по полгоду напрасно для своих больших прибытков... и от того наглого грабежу они вконец разорились, и с ним воеводою в пору бежном и бесхлебном городе, в Кольском остро ге, жить невозможно». Челобитные прислали печенгские монахи, кольские посадские люди и уездные крестьяне. Петр I приказал воеводу Воронецкого отстранить от должности и пору чил провести «розыск» (следствие. — И. У.) о его бесчинствах князю Ф. Ю. Ромодановскому
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz