Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
220 Факты, события, люди «люторской ересью»24 и, конечно, пытались воспрепятствовать проникновению ее в К а релию и Лапландию. При отсутствии чет ких границ на местности, владения России и ее северо-западных соседей определялись тогда по религиозной принадлежности жи телей той или иной территории. Лопари «русской веры», где бы они ни обитали, считались подданными Московского государ ства. Поэтому насаждение православия рас сматривалось и как важная политическая задача. В конце 60-х годов XVI в. в Се верном и Западном Поморье сложилась тревожная обстановка. Вступивший в 1568 г. на шведский престол Иоанн III решил при соединить к своим владениям и Карелию. В условиях начавшейся борьбы со Швецией укрепление православия среди карелов имело немалое значение. После бегства Курбского в Литву Феодо рит, видимо, подвергся опале за свою бли зость к изменнику («понеже исповедник мне был,— говорит Курбский,— и премногу зело любовь ко мне имел; також и аз к нему многогрешный, по силе своей, любовию и службою простирался») и лишился архи- мандритства в Спасо-Прилуцком монасты ре. Находясь за границей, Курбский полу чал противоречивые сведения о судьбе Фео дорита. Одни лица, которым он доверял больше, говорили ему, будто Феодорит при встрече с царем «аки бы воспомянул нечто» о Курбском, и Грозный повелел за это Фео дорита утопить в реке. Другие, «приходя щие от оныя земли», сообщали, что Феодо рит умер «тихою и спокойною смертью... Аз же,— признавался Курбский,— истинне не мог достаточнее выведатися,.. яко слы- шах от некоторых, тако и написах, в стран- стве будучи»25. Достоверно известно, что Феодорит скончался 17 августа 1571 г. и похоронен в Соловецком монастыре, о чем свидетельствует надпись на его могиле26. Итак, можно предположить, что ранее Феодорит был сослан на жительство в Кан далакшский монастырь, где он как миссио нер был полезен правительству, стремивше муся «закрепить за Россией северные об ласти Лапландии» 27. Вероятнее всего, Фео дорит вернулся в Поморье летом 1567 г., 24 «Сказания князя Курбского». СПБ. 1868, стр. 117. 25 Там же. стр. 123. 26 Н и к о д и м (Кононов). Преподобный Трифон, Печенгский чудотворец, и его ученики. СПБ. 1901, стр. 19. 27 И. У. Б у д о в н и ц. Мояастыри на Ру си и борьба с ними крестьян в XIV—XVI сгках. М. 1966, стр. 270. когда Иван IV был в Вологде. и мог при встрече с Феодоритом разгневаться на это: го бывшего друга Курбского. В 1566 г, Салинген, отправившись по торговым делам в Новгород, проезжал через Кандалакшу, но ни словом не обмолвился о Феодорите, хотя, излагая события по порядку, он под 1565 г. перечислил всех домовладельцев в Коле, затем упомянул Василия Алексеева и Давыда Конина, «которые были тогда сборщиками податей со всей Лапландии и жили в Кандалакше». В своих записках Салинген подробно рассказал о Трифоне Печенгском, но умолчал, о Феодорите. Он ссылается на беседы с Жиденовым из Кан далакши только после весны 1568 г., когда возвращается из Сум и Шуи в Лапландию. Трудно представить себе, чтобы Салинген не заметил в Кандалакше такую крупную фигуру, как Феодорит, если бы тот в 1566 г. там находился. Возможно, Феодорит, буду чи уже старым, сам отпросился провести остаток жизни на Соловках, где был по стрижен в монахи, а его пребывание в Кан далакше связано с Басаргиным правежом— жесточайшим погромом, учиненным в Севе ро-Западном Поморье. Известно, что оприч ники неоднократно грабили монастыри, и у Феодорита было, естественно, желание ог радить Кандалакшский монастырь, видимо, его детище, от разорения. Возвращение Фео дорита на Соловки и его смерть там могли быть связаны также с процессом над мит рополитом Филиппом Колычевым 28. Можно считать установленным, что. Фео дорит в 1569—1571 гг. находился в Поморье. Да и ни один другой житель Кандалак ш и— местный крестьянин-помор или высо кокультурный карел — не мог быть извест ным «русским философом». Феодорит же являлся активным деятелем нестяжатель ского религиозно-философского течения. По оценке А. И. Андреева, Феодорит представ лял «фигуру несомненно крупную в тогдаш ней жизни», он имел «непосредственные сношения с Грозным»29. И Салинген не беи оснований отметил, что его собеседник «слыл русским философом». В том, что Федор Жиденов и Феодорит — одно и то же лицо, нас убеждают и палеографические наблюдения над немецким текстом записок Салингена. В них звук «ё» в русских име нах обычно передается дифтонгом «ое». Например: Foedor Iwanowitsch (S. 307— 2d Р. Г. С к p ы н н и к о в. Начало оприч нины. Л. 1966, стр. 399, 406—407. 2іі А. И. А н д р е е в . Указ. соч., стр. 29.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz