Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

220 Факты, события, люди «люторской ересью»24 и, конечно, пытались воспрепятствовать проникновению ее в К а­ релию и Лапландию. При отсутствии чет­ ких границ на местности, владения России и ее северо-западных соседей определялись тогда по религиозной принадлежности жи­ телей той или иной территории. Лопари «русской веры», где бы они ни обитали, считались подданными Московского государ­ ства. Поэтому насаждение православия рас­ сматривалось и как важная политическая задача. В конце 60-х годов XVI в. в Се­ верном и Западном Поморье сложилась тревожная обстановка. Вступивший в 1568 г. на шведский престол Иоанн III решил при­ соединить к своим владениям и Карелию. В условиях начавшейся борьбы со Швецией укрепление православия среди карелов имело немалое значение. После бегства Курбского в Литву Феодо­ рит, видимо, подвергся опале за свою бли­ зость к изменнику («понеже исповедник мне был,— говорит Курбский,— и премногу зело любовь ко мне имел; також и аз к нему многогрешный, по силе своей, любовию и службою простирался») и лишился архи- мандритства в Спасо-Прилуцком монасты­ ре. Находясь за границей, Курбский полу­ чал противоречивые сведения о судьбе Фео­ дорита. Одни лица, которым он доверял больше, говорили ему, будто Феодорит при встрече с царем «аки бы воспомянул нечто» о Курбском, и Грозный повелел за это Фео­ дорита утопить в реке. Другие, «приходя­ щие от оныя земли», сообщали, что Феодо­ рит умер «тихою и спокойною смертью... Аз же,— признавался Курбский,— истинне не мог достаточнее выведатися,.. яко слы- шах от некоторых, тако и написах, в стран- стве будучи»25. Достоверно известно, что Феодорит скончался 17 августа 1571 г. и похоронен в Соловецком монастыре, о чем свидетельствует надпись на его могиле26. Итак, можно предположить, что ранее Феодорит был сослан на жительство в Кан­ далакшский монастырь, где он как миссио­ нер был полезен правительству, стремивше­ муся «закрепить за Россией северные об­ ласти Лапландии» 27. Вероятнее всего, Фео­ дорит вернулся в Поморье летом 1567 г., 24 «Сказания князя Курбского». СПБ. 1868, стр. 117. 25 Там же. стр. 123. 26 Н и к о д и м (Кононов). Преподобный Трифон, Печенгский чудотворец, и его ученики. СПБ. 1901, стр. 19. 27 И. У. Б у д о в н и ц. Мояастыри на Ру­ си и борьба с ними крестьян в XIV—XVI сгках. М. 1966, стр. 270. когда Иван IV был в Вологде. и мог при встрече с Феодоритом разгневаться на это: го бывшего друга Курбского. В 1566 г, Салинген, отправившись по торговым делам в Новгород, проезжал через Кандалакшу, но ни словом не обмолвился о Феодорите, хотя, излагая события по порядку, он под 1565 г. перечислил всех домовладельцев в Коле, затем упомянул Василия Алексеева и Давыда Конина, «которые были тогда сборщиками податей со всей Лапландии и жили в Кандалакше». В своих записках Салинген подробно рассказал о Трифоне Печенгском, но умолчал, о Феодорите. Он ссылается на беседы с Жиденовым из Кан­ далакши только после весны 1568 г., когда возвращается из Сум и Шуи в Лапландию. Трудно представить себе, чтобы Салинген не заметил в Кандалакше такую крупную фигуру, как Феодорит, если бы тот в 1566 г. там находился. Возможно, Феодорит, буду­ чи уже старым, сам отпросился провести остаток жизни на Соловках, где был по­ стрижен в монахи, а его пребывание в Кан­ далакше связано с Басаргиным правежом— жесточайшим погромом, учиненным в Севе­ ро-Западном Поморье. Известно, что оприч­ ники неоднократно грабили монастыри, и у Феодорита было, естественно, желание ог­ радить Кандалакшский монастырь, видимо, его детище, от разорения. Возвращение Фео­ дорита на Соловки и его смерть там могли быть связаны также с процессом над мит­ рополитом Филиппом Колычевым 28. Можно считать установленным, что. Фео­ дорит в 1569—1571 гг. находился в Поморье. Да и ни один другой житель Кандалак­ ш и— местный крестьянин-помор или высо­ кокультурный карел — не мог быть извест­ ным «русским философом». Феодорит же являлся активным деятелем нестяжатель­ ского религиозно-философского течения. По оценке А. И. Андреева, Феодорит представ­ лял «фигуру несомненно крупную в тогдаш­ ней жизни», он имел «непосредственные сношения с Грозным»29. И Салинген не беи оснований отметил, что его собеседник «слыл русским философом». В том, что Федор Жиденов и Феодорит — одно и то же лицо, нас убеждают и палеографические наблюдения над немецким текстом записок Салингена. В них звук «ё» в русских име­ нах обычно передается дифтонгом «ое». Например: Foedor Iwanowitsch (S. 307— 2d Р. Г. С к p ы н н и к о в. Начало оприч­ нины. Л. 1966, стр. 399, 406—407. 2іі А. И. А н д р е е в . Указ. соч., стр. 29.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz