Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
103 И. Ф. Ушаков ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА (КОНЕЦ XV — НАЧАЛО XX ВЕКА) Клейма иконы «Зосима и Савватий» — плаванье в лодьях по морю, рубка леса. Соловецкий монастырь. XVI век Кольского в сочинении князя А. М. Курбского «История о великом князе Московском», но в источниковедческом плане это — воспомина ния, а не житие. Для истории Кольского Севера наиболь ший интерес представляет Житие преподоб ного Трифона Печенгского. Оно опубликовано К а з а н с к о й д у х о в н о й а к а д е м и е й во в т о рой части «Православного собеседника» за 1859 год. Житие в виде целостного произведения написано в середине XVII столетия соловецким монахом Сергием Шелониным (в миру — подь ячий Семен Москвитин) на основе «малых кни жиц», «писаний кратких», составленных «самовидцами» деятельности Трифона — его учениками вскоре после смерти (1583) основа теля монастыря. Запечатлен облик Трифона: ростом «не мал, нагиб (немного сгорблен. — И. У.), плотию крепок, малоплешив, брадою сед». Житие состоит из ряда рассказов: о про свещении лопарей (то есть о приобщении са амов к христианству) и устроении обители; о чудесах преподобного; о поездке Трифона к царю и получении даров от него; о звере (мед веде. — И. У.), сотворившем преподобному пакость; о ношении из Колы в обитель жернов- ных камней; о хождении преподобного в Вели кий Новгород ради милостыни; о кончине Трифона и его предсказаниях; о посмертном чуде — спасении царя Федора Ивановича на войне со шведами в Ливонии; наконец, об избиении иноков Печенгского монастыря в 1589 году — о том, как шведы мучили монахов: «оружием язвяще и огнем жгуще... казны ради». Позднее к Житию Трифона делались дополнения — небольшие рассказы о случаях чудесной помощи святого жителям Севера. Житие преподобного Трифона ходило во множестве списков. На одном из них, хранив шемся у жителей села Умбы, на титульном листе написано: «Сию книгу приемши, подра жай жительству его, таковым бо нравом (пове дением. — И. У.) путь правый своего спасения соделаяши». Почитание печенгского чудотвор ца стало одним из проявлений духовной жизни населения Севера. 5. ПРИХОДО-РАСХОДНЫЕ И ВКЛАДНЫЕ КНИГИ Каждое учреждение вело учет денежной казны — поступления доходов и производимых им затрат. Приходо-расходных книг, относя щихся к Кольскому Северу, дошло до нас не много: по истечении определенного времени их за ненужностью уничтожали. Но сохранив шиеся представляют для нас большой интерес как источник, отразивший повседневную дело вую жизнь людей во всем ее многообразии. Казначей Николо-Корельского монастыря (находился он на месте современного Северо двинска) в расходной книге отмечает: 1 октяб ря 1551 года (то есть на Покров) он «покручил (подрядил. — И. У.) Истому на Мурманское, дап две гривны»; с открытием навигации сле дует запись: «Пошел Истома за море, дап ему два алтына; сукно 30 локоть белой хти, дал [ценою] десять алтын; две холщевки». Это самое раннее известие о существовании по- крута как системы организации труда на Мур манских рыбных промыслах. В приходо-расходной книге Новгородской чети 1619 года перечислены поступления в государеву казну: «кабацкие прибыли», деся тинные и прочие деньги, всего с Варзужской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz