Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
АРХИВ МЫСЛИ 100 вежцами). Так, в 1419 году «пришед мурмане войною в 500 человек, в бусах и в шнеках (на судах. — И. У.), а повоеваша (разорили. — И. У.) Варзуги погост Корильский», но русские отра зили нападение: «две шнеки мурман избиша, а иные избегоша на море»; в 1444 году «ходиша корела на мурмане, избиша их и повоеваша, и пленивше, и приидоша здорове». Никоновская (патриаршая) летопись под 1532 годом рассказывает о принятии христи анства лопарями, жившими по Коле и Туломе. Сходные сведения о «крещении лоплян» нахо дятся в Софийской и Львовской летописях. В 1889 году А. А. Титов опубликовал «Ле топись Двинскую», содержавшую известия о начале торговли на Севере с англичанами и голландцами, о событиях периода Смуты в Поморье (восстание на Двине в 1608 году, набеги грабительских шаек в 1614 году), об охране Кольского острога от нападения шве дов в 1657 году. Вологодско-Пермская летопись, изданная в 1959 году, под 1496 годом сообщает о мор ском походе князей Ивана и Петра Ушатых против шведов и взятии трех кораблей в сра жении на северо-западе Белого моря. Уникальную информацию об исторических событиях на Кольском Севере дают соловец кие летописи (публикации 1790, 1833 и 1851 годов). «Летописец Соловецкий на четыре сто летия» содержит, в частности, сообщение о «великом» землетрясении в 1542 году в селе ниях «Ковде и Кандалакше до Умбы». В нем много сведений о деятельности Соловецкого монастыря, в том числе и на Кольском полу острове. Изданный академиком М. Н. Тихоми ровым «Соловецкий летописец второй поло вины XVI века» повествует об уничтожении шведами в 1589 году Кандалакши и Печенги, разорении Ковды и Умбы, о поражении захват чиков при осаде Колы зимою 1589—1590 годов, о боевых действиях в августе 1591 года под Кольским острогом, в результате которых шведский отряд в тысячу двести человек понес тяжелые потери и бесславно отошел в свои пределы. В 1980 году В. И. Корецкий опубликовал «Соловецкий летописец конца XVI века»; в 1981 году напечатан «Летописец вкратце» соловец кого келаря Петра Ловушки, в котором расска зывается о том, как в начале 1590 года «из Кольского острога осадные люди на вылазках немецких людей побили 60 человек, а живых в острог взяли 30 человек, а достальные немцы Туломою рекою в свою землю побежали». Летописи велись на Севере и в XVII столе тии, но значение их при наличии других источ ников уже не столь велико. 2. АКТЫ Документы правового характера разнооб разны и довольно многочисленны. В сборнике «Грамоты Великого Новгорода и Пскова» при веден договор 1264 года, в котором среди новгородских владений на Севере названа «волость Тре» — территория Кольского полу острова, не подвластная приглашаемому в Новгород князю. В договоре великого князя Московского Ивана III с Новгородом, заключенном в 1471 году, говорится о передаче под власть Москвы «Корелы Варзугской и Умбы», то есть Терского берега, заселенного русскими и карелами. Богатый материал по социально-экономи ческой истории Русского Севера дают «Акты Соловецкого монастыря 1479—1571 гг.», из данные в 1988 году отдельным сборником. Жалованная грамота новгородского архи епископа Геннадия, датированная 15 марта 1491 года, освободила причт Никольской цер кви, построенной Соловецким монастырем в селе Варзуге, от платежа пошлин (подъезда, десятинных и подводных), а также от суда местных властей. Речь идет о первом право славном храме, сооруженном на Кольском полуострове. Жалованная грамота Ивана IV от 20 февра ля 1542 года предоставила крестьянам села Ковды право участия в решении судебных дел; местные правители (данщики) обязаны были судить в присутствии выборных представите лей от населения «по губной грамоте вправду, по крестному целованию... без всякие хит рости». Обращает на себя внимание жалованная грамота царя Федора Ивановича от 8 апреля 1590 года крестьянам Кольской волости, кото рые отразили нападения шведов. Все они о с вобождались от даней, оброков и повинностей на три года за то, что верно «служили, немец ких людей побили и воеводку немецкого Кав- пия взяли и к нам (то есть в Москву. — И. У.) прислали, и остро г в Коле отсидели...» Царское правительство оказывало под держку монастырям Русского Севера. Сохра нилось множество жалованных грамот мос ковских государей на привилегии и льготы мо настырям. В 1553 году вновь возникший Кандалакш ский монастырь по жалованной грамоте Ивана IV получил семь с четвертью луков угодий «для монастырского строенья и для лопского кре щенья». Согласно жалованной грамоте царя Михаила Федоровича 13 марта 1622 года, Кан далакшским монахам «с продажной соли 10 000 пудов, и с судов, и с людей, и с покупных запасов... никаких пошлин по городам платить не велено». В перечне документов, хранивших ся в архиве Кандалакшского монастыря, указа но двадцать восемь жалованных грамот, выданных русскими государями в период с 1585 по 1696 год. Еще большими милостями царей пользо вался Печенгский монастырь. По жалованной грамоте 1556 года он получил освобождение от даней и оброков с угодий, приобретенных у местных жителей, а в 1581 году Иван Грозный пожаловал монастырю мотовских и печенгских лопарей «в крестьян место», то есть обратил их в крепостных людей. Жалованная грамота
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz