Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
Факты, события, люди 219 моря вместе с монахами и их слугами» и . Не исключено, что Феодорит начинал свою проповедническую деятельность среди ло парей именно здесь, у Кандалакши, а потом уже, изучив саамский язык, отправился к Кольскому заливу. Связи Феодорита с Край ним Севером не прерывались и тогда, когда он стал архимандритом вологодского Спа- со-Прилуцкого монастыря. Еще во время пребывания Курбского в России («при мне», то есть до 1564 г.) Феодорит дважды ез дил на Кольский полуостров, «до дикие Лопи»: один раз летом плыл «морем до Печенги», другой раз зимой «на прутко- шественных еленех ездяще по непроходным пустыням, посещающе детей своих духов ных, яко мнихов оных, так и лопянов, на ученных и крещенных от него,., не щадяще ни старости и немощного тела» 18. С. А. Белокуров, изучая архивы Соло вецкого монастыря, обнаружил документ об отдаче жителем Порьей Губы Евсевием Бу киным половины своих сенокосов по р. Порь ей, юго-восточнее Кандалакши, Печенгско- му монастырю, «строителю Феодориту» с братией. «Данная» грамота датирована 1569 годом 19. Этот документ важен для ус тановления личности «русского философа», которого Салинген встретил в Кандалакше. Передача угодий на имя Феодорита неопро вержимо свидетельствует о том, что в 7077 (1568/69) г. он был на Кольском полуост рове. Приводя некоторые сведения по исто рии Карелии и Лапландии, Салинген ссыла ется на рассказы «очень старых людей» — жителей Поморья, в числе которых как наиболее авторитетный знаток прошлого в этом крае указан Федор Жиденов из Кан далакши. Характерно, что, когда речь зашла о соз дании Соловецкого монастыря, Жиденов рассказал чужеземцу такие истории, кото рые тот посчитал за басни. По-видимому, он говорил о всяких «чудесах», которые приписывались основателям монастыря Зо- симе и Савватию. Не исключено, что и упо минаемая Салингеном «История Карелии и Лапландии» была не чем иным, как «Жи тием чудотворцев Соловецких Зосимы и Саватия», в пополнении которого Феодо- 17 Г. Ш т а д е н . О Москве Ивана Гроз ного. Записки немца опричника. Л. 1925, стр. 63. 18 РИБ. Т. XXXI, стб. 342—343. 19 А. И. А н д р е е в . К истории русской -> колонизации западной части Кольского по луострова. «Дела и дни». Кн. I. Птгр. 1920, стр. 29. рит, вероятно, принимал какое-то участие. «Житие» действительно содержит немало ценных исторических сведений о Лаплан дии и Карелии. Третья редакция «Жития» относится к 1548 г. («Списаша сие в лето 7056 при игумене Филиппе»), В ней упомя нут и вновь созданный Печенгский мона стырь: «Ныне же... устройся монастырь че стен. Совокупися многа чета иноческого пребывания... на реке, глаголемой Печень- га, близ моря... молитвами... Зосимы и Са вати я» 20. Так писать в 1548 г. не могли, поскольку Печенгский монастырь, по всем данным, был построен окОло 1554 г о д а 21. Возможно, это — добавление, сделанное позднее. Деятельность Феодорита ка Севере, опи санная Курбским, была направлена на рас пространение православия. Федор Жиденов выступает перед нами не как «карельский писатель», а как проповедник христианства. Он составил карельскую письменность не для того, чтобы внедрить ее в качестве равноправной в гражданское делопроизвод ство и создать национальную литературу, а для того, чтобы сделать понятными для ка релов молитвы и основные положения хри стианской религии так же, как это делал в XIV в. Стефан Пермский в земле коми. Возникает вопрос: была ли в этом необ ходимость? Ведь карелы уже несколько ве ков являлись «христианами». Историки Карелии отмечают, что карелы «к началу нового времени еще цепко дер жались за древние языческие верования и обряды» 22; что местное население в XVI в. легко отходило от христианства к языче ским верованиям 23. Русская церковь и пра вительство не хотели допустить этого. В 30-е—40-е годы XVI в. в скандинавских странах утвердилось лютеранство. Москов ские власти вели решительную борьбу с 20 «Житие и подв-изи преподобных от- цев наших Зосимы и Саватия Соловецких начальников, новоявленных . чудотворцев» (рукописная книга, хранящаяся в Мурман ском областном краеведческом музее. Инз. № 308, стр. 234, 91—92). ' 21 Г. Ш т а д е н . Указ. соч., стр. 63; «Сборник Русского исторического общест ва». Т. 129. СПБ. 1910, стр. 18. 22 А. С. Ж е р б и н. Рецензия на книгу X. Киркинена. «История СССР», 1972, № 2, стр. 170. 23 Р. Б. Мю л л е р . Очерки по истории Карелии XVI—XVII вв. Петрозаводск. 1947, стр. 89; А. И. Н и к и т с к и й . Очерк внутренней истории церкви в Великом Нов городе. СПБ. 1879, стр. 16.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz