Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Кольский Север своей само бытностью и малоизученностью привлекал внимание многих выда ющихся людей. К числу их отно сится создатель финского литера турного языка, собиратель и изда тель карело-финских рун «Калева ла», незаурядный деятель науки Элиас Лёнрот (на снимке). Он родился в семье сельского портного, рано увлекся изучением финской народной поэзии. По сле завершения пятилетнего курса в университете получил степень кандидата философии. Однако от сутствие средств к жизни побудило его продолжить учебу и получить профессию врача. Так он стал ок ружным лекарем уезда Каяни, пограничного с Во- кнаволокской волостью русской Карелии, где жили лучшие знатоки рун (Архиппа Перттунен и другие). ... Для записи рун Лёнрот, с разрешения сената, получал оплачиваемые творческие отпуска. С 1828 до 1845 года он совершил одиннадцать путешест вий в глухие сельские местности, преодолел в сво их странствиях около 20 тысяч километров пути. Дважды побывал Лёнрот и в Российской Лаплан дии. Первая его поездка на Кольский Север нача лась в январе 1837 года и совершалась по маршру ту из Карелии на Ковду, Княжую Губу, Кандалакшу, Колу, Мотку, Печенгу и далее - в северную Финлян дию. Вторую поездку ученый совершил в марте-ап реле 1842 года поэтому же пути, но в обратном на правлении - с севера на юг. Леннрот намеревался изучить язык российских лопарей. Однако в резуль тате «лингвистических разысканий» выяснилось, что они говорят на трех совершенно разных диалек тах. В письме академику Шегрену Лёнрот призна вался, что лопарский язык он исследовал «едва ли даже наполовину» и убедился, что подготовить сло варь и грамматику за короткий срок невозможно «даже финну, который с помощью родного языка лучше, чем кто-либо другой, мог справиться с этой задачей». , Путевые заметки Лёнрота содержат много лю бопытных и ценных для истории края наблюдений. Он оставил описания Кильдинского и Масельгского погостов, бытовой обстановки, одежд, питания, обычаев местного населения. «Каждый день, - пишет Лёнрот, - в городе пи рушки.;. После долгого застолья - баня, три копей ки за вход. Затем кофе, чай. На ужин ставят на стол ликеры и наливки, а также вино, мясо или рыбни ки». В Коле праздновали масленицу. Некоторые из жителей знают иностранные язы ки: «Врач - латынь и немного немецкий, городни чий - немецкий, учитель - немного тот и другой. Один морской капитан говорит по-норвежски». Ло пари по почтовому тракту «разговаривают в основ ном по-руоски, так что их невозможно отличить от урожденных русских». Уездный исправник Латышев сказал Лёнроту, что на Кольском полуострове проживает 1.700 ло парей. Они многое переняли у русского населения. «В Масельге, - отмечает ученый, - лопари живут в настоящих русских избах с русской печью, дымохо дом и припечным столбом, от которого шли к сте нам широкие воронцы... В Кильдине, наряду с руб леными избами, мы видели жилища, обложенные дерном, по форме напоминающие так называемые коты (вежи) с очагом посредине, над которым в по толке имеется открытое отверстие...» На пути из Колы в Кандалакшу Лёнрот наблю дал движение поморов на мурманские рыбные про мыслы: «Большинство шло пешком, таща за собой легкие санки, так называемые ветури (кережки)... Иные везли свой скарб на собаках, другие нанима ли оленей. Многие были в самом жалком положе нии: припасы, взятые из дома, кончились, а денег на еду не было. Предвидя предстоящие лишения, кое-кто из них прихватил с собой из дома всякий мелочный товар: женские сороки (повойники), лен ты для волос, веревки и лоскутки ткани, которые они надеялись продать лопарям...» Интересны сопоставления жизни российских и финских лопарей. «Обычаи лопарей России, - пи шет Лёнрот, - во многом отличаются от обычаев других лопарей... Еду варят женщины, хотя у всех других лопарей - это мужское занятие... В Рикка- тайболе лопарка замесила кислое тесто для хлеба и испекла его в печи... У многих в местах летних стоя нок имеются бани, в которых они парятся, что вовсе против обычаев лопарей, ведь даже лопари Инари, усвоившие наполовину обычаи финнов, не ходят в баню... В их избах, как правило, чисто, пол и лавки вымыты, во многих избах - обычные столы... Воду для питья и приготовления пищи они берут из озера или другого природного источника, а не растапли вают из снега, подобно остальным лопарям». Впрочем, было и совсем необъяснимое: зага дочные художества, которые встретились на пути, «На коре многих деревьев, - сообщает Лёнрот, - были вырезаны фигурки людей головой вниз, но сколько бы я ни расспрашивал об их значении, так и не получил объяснения этому». Цепкий взгляд приезжего иноземца подмечал многое, о чем русские путешественники, привык шие видеть подобные порядки, умалчивают. Иван УШАКОВ. , Краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz