Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Кольский Север своей само­ бытностью и малоизученностью привлекал внимание многих выда­ ющихся людей. К числу их отно­ сится создатель финского литера­ турного языка, собиратель и изда­ тель карело-финских рун «Калева­ ла», незаурядный деятель науки Элиас Лёнрот (на снимке). Он родился в семье сельского портного, рано увлекся изучением финской народной поэзии. По­ сле завершения пятилетнего курса в университете получил степень кандидата философии. Однако от­ сутствие средств к жизни побудило его продолжить учебу и получить профессию врача. Так он стал ок­ ружным лекарем уезда Каяни, пограничного с Во- кнаволокской волостью русской Карелии, где жили лучшие знатоки рун (Архиппа Перттунен и другие). ... Для записи рун Лёнрот, с разрешения сената, получал оплачиваемые творческие отпуска. С 1828 до 1845 года он совершил одиннадцать путешест­ вий в глухие сельские местности, преодолел в сво­ их странствиях около 20 тысяч километров пути. Дважды побывал Лёнрот и в Российской Лаплан­ дии. Первая его поездка на Кольский Север нача­ лась в январе 1837 года и совершалась по маршру­ ту из Карелии на Ковду, Княжую Губу, Кандалакшу, Колу, Мотку, Печенгу и далее - в северную Финлян­ дию. Вторую поездку ученый совершил в марте-ап­ реле 1842 года поэтому же пути, но в обратном на­ правлении - с севера на юг. Леннрот намеревался изучить язык российских лопарей. Однако в резуль­ тате «лингвистических разысканий» выяснилось, что они говорят на трех совершенно разных диалек­ тах. В письме академику Шегрену Лёнрот призна­ вался, что лопарский язык он исследовал «едва ли даже наполовину» и убедился, что подготовить сло­ варь и грамматику за короткий срок невозможно «даже финну, который с помощью родного языка лучше, чем кто-либо другой, мог справиться с этой задачей». , Путевые заметки Лёнрота содержат много лю­ бопытных и ценных для истории края наблюдений. Он оставил описания Кильдинского и Масельгского погостов, бытовой обстановки, одежд, питания, обычаев местного населения. «Каждый день, - пишет Лёнрот, - в городе пи­ рушки.;. После долгого застолья - баня, три копей­ ки за вход. Затем кофе, чай. На ужин ставят на стол ликеры и наливки, а также вино, мясо или рыбни­ ки». В Коле праздновали масленицу. Некоторые из жителей знают иностранные язы­ ки: «Врач - латынь и немного немецкий, городни­ чий - немецкий, учитель - немного тот и другой. Один морской капитан говорит по-норвежски». Ло­ пари по почтовому тракту «разговаривают в основ­ ном по-руоски, так что их невозможно отличить от урожденных русских». Уездный исправник Латышев сказал Лёнроту, что на Кольском полуострове проживает 1.700 ло­ парей. Они многое переняли у русского населения. «В Масельге, - отмечает ученый, - лопари живут в настоящих русских избах с русской печью, дымохо­ дом и припечным столбом, от которого шли к сте­ нам широкие воронцы... В Кильдине, наряду с руб­ леными избами, мы видели жилища, обложенные дерном, по форме напоминающие так называемые коты (вежи) с очагом посредине, над которым в по­ толке имеется открытое отверстие...» На пути из Колы в Кандалакшу Лёнрот наблю­ дал движение поморов на мурманские рыбные про­ мыслы: «Большинство шло пешком, таща за собой легкие санки, так называемые ветури (кережки)... Иные везли свой скарб на собаках, другие нанима­ ли оленей. Многие были в самом жалком положе­ нии: припасы, взятые из дома, кончились, а денег на еду не было. Предвидя предстоящие лишения, кое-кто из них прихватил с собой из дома всякий мелочный товар: женские сороки (повойники), лен­ ты для волос, веревки и лоскутки ткани, которые они надеялись продать лопарям...» Интересны сопоставления жизни российских и финских лопарей. «Обычаи лопарей России, - пи­ шет Лёнрот, - во многом отличаются от обычаев других лопарей... Еду варят женщины, хотя у всех других лопарей - это мужское занятие... В Рикка- тайболе лопарка замесила кислое тесто для хлеба и испекла его в печи... У многих в местах летних стоя­ нок имеются бани, в которых они парятся, что вовсе против обычаев лопарей, ведь даже лопари Инари, усвоившие наполовину обычаи финнов, не ходят в баню... В их избах, как правило, чисто, пол и лавки вымыты, во многих избах - обычные столы... Воду для питья и приготовления пищи они берут из озера или другого природного источника, а не растапли­ вают из снега, подобно остальным лопарям». Впрочем, было и совсем необъяснимое: зага­ дочные художества, которые встретились на пути, «На коре многих деревьев, - сообщает Лёнрот, - были вырезаны фигурки людей головой вниз, но сколько бы я ни расспрашивал об их значении, так и не получил объяснения этому». Цепкий взгляд приезжего иноземца подмечал многое, о чем русские путешественники, привык­ шие видеть подобные порядки, умалчивают. Иван УШАКОВ. , Краевед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz