Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ т . ТМ СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИИ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА м . \4V-\V . -,\ѴГлш ; ■: . ч.-л-:'*: •, Иван УШАКОВ, краевед 5. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОРЕФОРМЕННОЙ ЭПОХИ Долгое время краеведение оставалось делом любителей истории и этнографии. Профессиональная наука мало обращала внимания на Кольский Север. Но посте пенно накапливался фонд исторических источников, проливавших свет на прошлое Поморья и Лапландии. Академия наук, Общество истории и древностей Россий ских, Археографическая комиссия и дру гие научные учреждения печатали летопи си, акты и грамоты, способствуя научному изучению отечественной истории. Н. Г. Ус- трялов выявил и опубликовал сочинения А. М. Курбского, содержавшие рассказ о проповеднической деятельности Феодо рита на Кольском полуострове, крещении им лопарей и неудачной попытке создания монастыря близ устья реки Колы. Казан ская духовная академия издала "Житие преподобного Трифона Печенгского" ("Православный собеседник". 1859, ч. 2). В 1868 году вышла научная работа П. Д. Ше стакова "Просветители лопарей архиманд рит Феодорит и святой Трифон Печенг ский" ("Журнал Министерства народного просвещения", ч. 139). В 1865 году Петербургская Академия на ук издала труд академика И. Гамеля "А н г личане в России в ХѴІ-ХѴІІ столетиях". Ученый работал в Британском музее, изу чал рукописные сочинения и публикации, неизвестные в России. Гамель описал пла вания московских послов в Западную Ев ропу (в частности - Григория Истомы в Данию вдоль Мурманского берега), осве тил историю русско-шведских отношений в ХѴ-ХѴІ веках (в частности - поход помор ской рати князей Ушатых в Каянию в 1496 году), показал развитие торговых связей Русского Севера с англичанами и голланд цами, рассказал о пребывании на Мурмане Антония Дженкинсона, Якова Гемскерка и других известных путешественников, осно вании Кольского острога в 1583 году. Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Москов ском университете в 1877 году командиро вало на Кольский полуостров талантливого ученого Александра Кельсиева для сбора экспонатов для антропологической вы ставки 1879 года и для "составления науч ной характеристики лопарей". Кельсиев объехал почти все поселения российских лопарей, сделал 35 полных антропологиче ских измерений лопарей разных возра стов, снял с них 12 гипсовых масок (позд нее по ним изготовили бюсты и манекены лопарей), обследовал могильники, лаби ринты и "чудские ямы", сделал зарисовки лопарей, памятников старины и некоторых строений, собрал огромную коллекцию вещей - промысловое снаряжение, до машнюю утварь, одежды, оленью упряжь, предметы лопарского искусства и даже лопарскую рисунчатую книгу с записью взятых в долг товаров. Интересны личные впечатления Кельси ева о поведении лопарей, с которыми ему приходилось встречаться. "Лопарь,- пи шет ученый,- не умеет принижаться. С каждым приезжим он держит себя как с равным. Он вежлив, почтителен, друже любен, весел и очень религиозен. Бед ность содействовала развитию чувств со страдательности и справедливости... К не достаткам лопарей надо отнести отсутст вие энергии, инициативы, всякого индиви дуального почина..." ("Антропологиче ский очерк лопарей"). В селениях северо восточной Лапландии проживало 53 ло парских семьи. Кельсиев насчитал в них лишь 78 детей и пришел к выводу о выми рании "лопарского племени". Так в лите ратуре появился вопрос о жизнеспособно сти лопарской народности. В. Л. Кушелев в своей книге "Мурман и его промыслві" в 1885 году писал: "Не пройдет четверти ве ка, как племя лопарей... будет принадле жать к числу вымерших племен". Антропологическая выставка в Москве имела большой успех. Отдел "Лопари" пользовался всеобщим вниманием. Экс понаты Кельсиева, отмечала пресса, "со ставили одно из украшений выставки и придали много научного интереса ее тру дам". После выставки лопарские вещи и "доисторические древности", собранные Кельсиевым на Кольском полуострове, по ступили на хранение в Московский пол итехнический музей. Летом 1887 года в окрестностях Иманд ры занимался зоолог Александр Ященко. На основе личных наблюдений он написал весьма ценную работу "Несколько слов о русской Лапландии" ("Этнографическое обозрение". 1892, N° 1). Санкт-Петербург ское общество естествоиспытателей на градило ее автора серебряной медалью. В том же 1887 году на Кольском полуост рове находились этнографы Николай Ха рузин и его сестра Вера. Местные знатоки края - священники Терентиев и Щеколдин, врач Стафиевский и кольский мещанин Харчев - предоставили им различные ма териалы о быте и устном творчестве лопа рей, выписки из метрических книг, жало ванную грамоту лопарям, данную Пет ром I в 1697 году, тексты исторических сказаний лопарей. Харузины посетили не сколько лопарских погостов, но работу ве ли наспех. В 1890 году в Москве вышло фундаментальное исследование Н. Хару зина "Русские лопари. Очерки прошлого и современного быта", в котором дан ком пилятивный "Очерк истории лопарей". К сожалению, он не продвинул изучение ис тории края, скорее наоборот. Выступая в защиту лопарей от притесни телей, Н. Харузин отрицательно оценивал русское заселение края ("кроме обмана, лопари ничего не видели от русских"). До прихода новгородцев они жили "гораздо счастливее и покойнее". Харузин некрити чески использовал зарубежные источники. Некоторые сведения о быте скандинавских лопарей отнес к российским лопарям. По мнению Харузина, новгородцы завоевали Лапландию и отдали ее ка "разграбление ушкуйникам"; лопари будто бы оказывали русским вооруженное сопротивление (пример: битва 1318 года при горе Кеппо- вара в северной Скандинавии, где жили так называемые "мурмане" - норвежцы); в действительности речь идет о столкнове нии между двинянами и норвежскими под данными. По словам Харузина, "начиная с XIII века, история лопарей не дает нам ни одной светлой страницы", это - "по край ней мере, полтысячелетия постоянных страданий". Внедрившиеся в край мона стыри эксплуатировали лопарей "в самых возмутительных формах", что явилось причиной обеднения лопарей, перехода их от оленеводства к рыболовству и охоте. На самом деле товарообмен и взаимо помощь между пришельцами и абориге нами ускорили развитие хозяйства и бла готворно сказались на уровне жизни лопа рей. Древние лопари не являлись оленево дами. Общение с русскими способствова ло развитию оленеводства. "Очерк истории лопарей" нельзя при знать удачным. Огромная заслуга Н. Хару зина в другом: он обнаружил в архиве и опубликовал в приложении к своей моно графии ценнейший источник по истории Кольского Севера - писцовую книгу Коль ского острога и уезда, составленную в 1608-1611 годах (без описания Ковдской и Керетской волостей, находившимися за пределами Лапландии). Им напечатана также Грамота 1697 года, содержащая све дения о жизни населения Кольского полу острова в XVII столетии. Изучив данные о рождаемости и смертности лопарей, Хару зин сделал верное заключение: "Лопари - не вымирающее племя", достаточно силь ное для "борьбы с самыми неблагоприят ными условиями". Наряду с научными исследованиями вы ходили отчеты и путевые записки лиц, по бывавших на Кольском полуострове по служебным делам или в качестве туристов. Наиболее значимые работы опубликова ли: Л. А. Ухтомский "Путевые заметки при обзоре состояния мурманских рыболов ных промыслов" (1874 г.), Ф . Ульрих "К ем ский уезд и рыбные промыслы на Мурман ском берегу во врачебном и экономиче ском отношениях" (1877 г.), В. Р. Гулевич "Мурманский берег в промысловом и са нитарном отношениях" (1883 г.), Д. Н. Ос тровский "Отчет о командировке в Фин- маркен и Архангельскую губернию" (1881 г.), "Печенгский монастырь в русской Лапландии" (1888 г.), Д. Н. Бухаров "По ездка по Лапландии осенью 1883 года" (1885 г.), А. В. Елисеев "Путешествие в Скандинавию и Лапландию" (1886 г.), В. В. Суслов "Путевые заметки о севере России и Норвегии" (1888 г.), В. Н. Харузина "На Севере. Путевые воспоминания" (1890 г.), Л. И. Подгаецкий "Мурманский берег, его природа, промыслы и значение" (1890 г.). Множество статей о Мурмане появилось в центральной прессе, особенно в газете "Голос". Освещение истории и текущей жизни Кольского Севера в 70-80-х годах XIX века продвинулось далеко вперед. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz