Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
218 Факты, события, люди словам Курбского, велел выдать Феодориту «300 сребреников» и собольи одежды, но тот отказался от даров, заявив, что не при вык к богатству, а наградой себе считает благословение, которое он получил в Кон стантинополе от патриарха. Когда же Иван IV прислал дары на дом и просил их принять, Феодорит взял себе кожух и 25 сребреников, шубу же и прочее продал, а деньги роздал нищим. Феодорит становится архимандритом вологодского Спасо-Прн- луцкого монастыря. После бегства в Литву (1564 г.) Курб ский не имел точных сведений о Феодори- те, но, осуждая Ивана Грозного за оприч ные репрессии, отнес в число его жертв и Феодорита, назвав последнего «новоиз- биенным мучеником». Желая показать, сколь достойного человека «погубил» царь, Курбский подробно рассказывает о под вижнической деятельности Феодорита сре ди лопарей Кольского полуострова. Будучи соловецким монахом, писал Курбский, Фео дорит «разжегся желанием пустынного без молвного жительства, отходит в далечай- шую пустыню, в язык глубоких варваров, лопарей диких...». Поселившись близ устья реки Колы, он прожил среди лопарей «аки 20 лет» и, наконец, склонил их в «веру Христову, понеже уже искусен был языку их» 9. По летописным сведениям, крещение ло парей по рекам Коле и Туломе происхо дило в 1532/33 году 10. Примерно в это же время Феодорит совершил поездку в Нов город, где получил «от богатых некоторых немало сребра» и через два года, вернув шись «ко оной пустыне уже с некоторыми другими,., на устию предреченные Колы со зидает монастырь и в нем поставляет цер ковь во имя пребезначальные Троицы». Ж е лая укрепить лопарей в «вере Христовой» и приобщить часть их к монашеской жиз ни, Феодорит «и молитвы некоторые при вел им от словенска в их язык». Однако монастырь при устье р. Колы просущест вовал недолго. Феодорит ввел для собран ных им монахов строгие правила жизни: «Заповедаюше... отнюдь не стяжательно жительствовати, сиречь безъименно, своими руками пищу набывающе, яко рече великий апостол: аще кто не делает, да не яст». 9 РИБ. Т. XXXI, стб. 330—334, 340—342. 10 «Полное собрание русских летописей» (ПСРЛ.) Т. XIII, 1-я половина. СПБ. 1904, стр. 63: т. XX, 1-я половина. СПБ. 1910, стр. 415. Среди монахов вскоре начался ропот, как будто дьявол говорил им: «Како можете без имений жити, своими руками хлеба до- бывающе?». Дело кончилось тем, что «сло жившиеся со дьяволом» монахи взбунтова лись, нещадно избили Феодорита и прогна ли его, «аки врага некоего». По-видимому, многие из братии Феодорита ушли затем на Печенгу, в монастырь, основанный Три фоном. Последний всемерно поощрял приток средств в монастырь от приходивших на мурманские рыбные промыслы поморов. К Трифону, по словам Салингена, шло «много народа,., рыбаки жертвовали рыбу,., благодаря таким дарам построен был боль шой монастырь»". Окрестные лопари «от имений своих приношаху сребро и вещи... Инии же земли и езера и реки и к мор ским угожие воды подаваху, и письменны ми заветы утверждаху», а Трифон «пове- леваше за то подаяние живых о здравии, а о усопших о упокоении бога молити и имена их в синодики писати» 12. ГІеченгский монастырь стал расти. В 1565 г. в нем было, по сообщению Салингена, около 20 мона хов и 30 служек. Феодорит же после из гнания его с устья р. Колы обосновался в каком-то «малом „монастыре» на Севере, где был игуменом два года, до своего отъезда к царю. Возможно, это был Кан далакшский монастырь, впервые упомяну тый в источниках в 7062 (1553/54) году 1Э. Д. Н. Островский, занимавшийся историей Печенгского монастыря и хорошо знавший различные труды по истории Лапландии и Беломорья, утверждал, что основателем Кандалакшского монастыря был «Феодо рит, просветитель кольских лопарей» 14. Первая церковь при устье р. Нивы воз никла в 1526 году 15. Позднее особой цар ской грамотой кандалакшской обители «для монастырского строенья и для лопского крещенья» были пожалованы окрестные угодья ,б. Г. Штаден около 1575 г. писал: Кандалакша — «незащищенный посад с не большим монастырем; жители кормятся от 11 «Сообщение Симона ван Салингена...», стр. 302—303. 12 «Житие преподобного Трифона Пе- ченгского, просветителя лопарей». «Право славный собеседник, издаваемый при Ка занской духовной академии». Ч. II. 1859, стр. 102— 103. 13 РИБ. Т. II. СПБ. 1875, стр. 687. * 14 Д. Н. О с т р о в с к и й . Путеводитель по Северу России. СПБ. 1898, стр. 78. , 15 ПСРЛ. Т. VI. СПБ. 1853, стр. 282. !С РИБ. Т. II, стр. 089—690.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz