Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 1. / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1962. - 91 с. : ил.
«А ходили с Двины морем акияном д а через Мурманский нос». («Устюжский летописный свод (Архангелогородский летописец)», М. —Л., 1950, стр. 100). 8. Сигизмунд Герберштейн о саамах (1549 г:) «В качестве подати они п л а т я т меха и рыбу, т а к к а к д р у гого не имеют. З а п л а т и в ж е годовую -подать, они х в ал я т с я , что никому ничего не д о лж ны и что они независимы . У л о п а рей нет ни хлеба , ни соли, ни других приправ д л я в о з б уж д е ния вкус а и они упо т р ебл яют в пищу только рыбу д а зверей... Они все в есьма искусные стрелки, т а к что, если наход я т на охоте каких -нибудь более бла городных зверей, ум е рщв л яют их стрелою, пущенною в морду, чтобы получить т а ким о б р а зом шкуру целую и неповрежденную... Они охотно допускают купцов, которые при во з я т им пл а т ь е из толстого сукна, а т а к ж е топоры, иглы, ложки , ножи, кубки, муку, горшки и другое в том ж е роде, т а к что едя т уж е вареную пищу и приняли б о лее человеческие о б ы ч а и 1- Они носят платье, которое шьют с ами из шкур ра зличных зверей, и в т а ком од еянии иногда я в л яю т с я в Московию... З о л о т ой и с еребряной монеты они не употребляют вовсе, а довольс твуются толь ко обменом п р е д метов... Свои ш а л аш и при крыв ают они древесной корою и ни где не имеют определенных жи лищ , но, истребив на одном ме сте зверей и рыб, пере с еляют ся в другое». (С. Герберштейн, «Записки о московитских делах», СПб., 1908, стр. 189— 190). 9. Принятие христианства саамами Мурмана (1532 год). «О лоплянех, како крестишася и церкви святыа въздвигнуша Тоя ж е зимы с Колы-Реки, с Тутоломи 2 приехаша в Вели кий Но в город л опл яне Мурманс к о го моря и били челом іпре- священному Ма карию и просили а н т ими с о в 3 и священников церкви Б о ж и а св яща тп и с амим просветитися святым к р ещ е 1 Соловецкие монахи, впервые познакомившиеся с саамами в XV веке, так описывают их быт: «быша сии... родове яко звирие дивио. живуще в пустынях непроходимых, в разселинах каменных, не иму ще ни храма, ни иного потребного к жительству человеческому, но только животными питахуся, зверьми и птицами и морскими рыбами, одежда же кожа оленей тем бяше» («Сад спасения». «Архангельские губернские ведомости», 1869 , № 64. Публикация Н. Дергачева). - Реки Туломы. 3 Антиминс — священная ткань с изображением положения по гроб Иисуса Христа, возлагается на церковный престол. 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz