Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 1. / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1962. - 91 с. : ил.

вегией л еж а л и тысячи километров никому не подвластной т ерритории» («Исторические записки», № 14, стр. 43). 3) Д а т и р ую т возникновение главного центра к р а я — по ­ селка Колы — 1264 годом, т о гд а к а к первое упоминание о К о ­ ле относится к 1565 году, ко гд а в ней было три крестьянских двора. 4) Р а с про с т р ан ено мнение, что И в а н Грозный я кобы ссы­ л ал в Колу и К а н д а л а кш у опальных бояр и других « к а н д а л ь ­ ников». В действительности Кольский полуостров с т а л местом ссылки т оль ко со второй половины ХѴЦ века- 5) Пр ин иж а е т с я куль турный уровень поморского на с е л е ­ ния. Не р едк о вс треч ают ся у т в ерждения , что жи т ели К о л ь ­ ского полуострова были «сплошь не грамотными» и т. п. Н а с амом деле уровень грамотности и общей культуры в к р а е был не ниже, чем в остальной России. Смелые мореходы, строители судов, (составители морских лоций — русские по­ моры не были д ля своего времени от с талыми людьми. Д р у ­ гое дело, что они, к а к и вообще русские крестьяне, были ог­ р абл ены ца ри змом в смысле просвещения, большинство детей не знало , что т а к о е школа , обучались г р амо т е обычно д о м аш ­ ним путем. Но это не д а е т оснований говорить о «сплошной неграмотности» населения, о темноте и невежес тве 1 наших предков. Террит ория нынешней Мурма н с к ой области была до Вели ­ кой Ок т я бр ь ск ой социалистической революции м а ло р а з в и ­ той окраиной России. Ка ких - либо особенно в ажных историче­ ских событий (восстаний, крупных войн и т. п.), имевших об ­ щероссийское значение, в к р а е не было. Поэтому , используя местный м а т е ри а л на ур о к а х истории, учителя д о лжны пом­ нить, что он д о лж е н быть лишь подсобным, второстепенным, не з а с л он я т ь и не подменя ть основной, общероссийский м а т е ­ риал. Местный м а т е ри а л може т с л уж и т ь иногда хорошей иллюстрацией , конкре тизацией и дополнением к основному учебному ма тери алу , но не з а тм е в а т ь и не п о д а в л я т ь его. Не обходимо иметь в виду, что местный ма т ери ал не все­ гда точно може т и ллюс т риро в а т ь события и я вл ения обще ­ русской истории. Н а Кольском полуострове, например, не было дворян -помещиков, следовательно, не было и х а р а к т е р ­ ных д л я цен тральной России крепостнических порядков. К р е ­ стьяне имели ор г аны сельского с амоупр а в л ени я , не и спытыв а ­ ли помещичьего прои звол а . Но это не меняло сущности о б ­ щественных отношений. Н а Коль с ком полуос тров е ф е ода л ами были монастыри и государство, которые же с токо угнетали как русских крестьян, т а к и с аамов . Н а д о умело пок а з а т ь 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz