Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 1. / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1962. - 91 с. : ил.
еударственной казны . Так, ра зор енному К а н д а л а кш с к ом у м о на стырю на значено было с о д е рж а ни я 23 р уб ля 70 копеек в год, а получ али «те милостинные деньги по государевой ж а лованной грамоте в Кольском остроге из государевых по л ь ских доходов»; Кольский Пе т ропа вло в ский мона с тырь (в 1606 году слился с Кольско-Печенгским мона с тырем) получ ал из казны по 50 рублей в год. К а к видим, монастыри п р е в р а т и л и с ь в нахлебников государства, п а р а з и то в на теле т рудового народа . К середине XVII века число монахов в Кольско-Печенг- еком и К а н д а л а кш с к ом мона с тырях ре зко сократилось. Чтобы стать монахом , нужно было д а т ь «на постриг» в мона с тырь не менее 100 рублей или пробыть послушником много лет, испол н я я все тр ебо в ани я игумена. По э т ому приток новых «постри- женников» был невелик. Мо н аш е с к а я «братия» пр е в р а т и л а с ь в небольшую группу привиле гированных лиц, почти не з а н и м а вш и х с я ’ полезным трудом. Так, в Кольско -Печ енг ском монас тыре в 1696 году было, кроме игумена, всего лишь 11 «старцев», многие из которых постриглись в монахи потому, что с ов ершили в миру преступления и хотели избегнуть н а ка з а ни я . Пе р е д а в свое имуще с тво мона с тырю и с т ав м он а хами , они чувст вовали себя уж е в б е з о п а с н о с т и 32*. Монахи вели пра здную жизнь. К а к отмечал п а т ри а рх Никои в 1659 году, печенгские «старцы, живучи у игумена, в кельи вино и д р ожж а н и к и д е рж а т , и цыо т и бр ажнич ают » . То ж е самое творилось и в К а н д а л а кш с к о м монастыре. Монахи, жи в я «пьянственно», к концу XVII века монастырское хозяйство «ра зорили и угодь я всякие запустошили» . Таков был облик тунеядцев-монахов , сидевших на шее народа . Они не т олько не способс твовали р а звитию прои зводительных сил кр а я , но, о б и р а я и гр а б я т рудящих с я , з а д е рж и в а л и рост экономики и кул ь т уры края. З а счет т рудового н а род а вольготно жи ли на кольской з емле т а к ж е служит ели церкви — попы, дьячки, пономари. По за в еденному обычаю, рыба, рыло в л енн а я в з а б о р а х в пр е стольные праздники, шл а в пользу причта местных церквей. В к аж д о й волости на с од е рж а ни е церкви выд ел я ли с ь лучшие промысловые угодья. Поной с к а я церковь первон ач ально в л а д ел а половиной у л о в а семги в з а б о р е на реке Поное, лишь н р е з ул ь т а т е упорной борьбы с а ам ам уд ал о с ь сокр а тит ь долю церк ви до 'Д. В Ва р з у г е по соседству было три церкви, кото рым п р и н а д л еж а л о 12 луков угодий, д ан ь с которых п л а тили г о сударс тву в а р з уж с к и е «кре с т ьяне всею волостыо». В К а н д а л а кш е было две церкви, в К ° л е — 4. Б л и з П а д у н а на 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz