Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 1. / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1962. - 91 с. : ил.
промышленников и мона с тыр ей ), — около 10 человек; ино земцы (купцы, посланники, лица , жи вши е д л я изучения р у с ского я зык а , торговые предс тавители ) — около 10 человек. Н а Кольском полуострове не было помещиков. Ф е о д а л ами были монастыри (им в середине XVII века п р и н а д л еж а л о о к о ло 40% крестьянского нас еления к р а я ) и государство. У с а амо в собственного к л а с с а феодало в не сложилось. С приходом русских чиновников на Кольский полуостров с а амы попали в сферу сильной государственной власти, которая , вследствие малочисленности и слабости с а амов , не н уж д а л а с ь в по д д е рж к е местной национальной зна ти д л я у д е рж а н и я с в о его господства в крае. Са ам с ки е ст арейшины не получили к а ких-либо ф еодал ьных привилегий и не превра тились в феода- лов -эксплуа т а т оров , хотя некоторые из них были з аж и т о ч ны ми людьми , имели значит ельные с т ад а оленей, богатые пр о мысловые угодья. С обращением в христианство с а амы попали в з а висимос т ь от русской церкви. Уж е в XVI веке с а амы Пе- ченгского и Мотоцкого погостов (около 40 человек мужс ко го пола) с т али крепостными Печенгского монастыря. Проце с с з а крепощения с а амо в пр о д о лж а л с я и в XVII веке. Родственник ца р я боярин Никит а Иванович Р ом ан о в получил «в вотчину» половину с амого большого с а амск о г о погоста — Поно я с с е мужьими промыслами . В 1658 году его в л адени я перешли к па т ри а ршим мона с тыр ям — Воскресенскому (на реке И с т ре, близ Москвы , т а к на зыв а емый «Новый И е ру с а лим» ) и К р е стному (на Кий -острове в Онежской губе ). В 80-х годах XVII века в вотчинную собственность этих монастырей перешли по госты Иокан гский , Семиостровский, Пу рн а ц кий и другие, все го 53 в ежи с 91 человеком мужс ко го пола. В XVII веке монас тыри уж е у т р а ти ли свое прогрессивное значение. Н а за р е русской колонизации Крайне го Се в ера они сыг р али положит ельную роль в освоении естественных б о гатств З а п о л я р ь я . Мона с тыри способствовали притоку н а с е л е ния в край, ра звитию рыбных и других промыслов. Они у ч а с т вов али в защи т е русского Се в ера от нап адений внешних в р а гов. С их усилиями с а амск о е на селение приняло хрис тианс т во — религию, ко т ор а я сбли зил а коренных жи т ел ей кр а я с пришлым русским и кар ел ь с ким населением и спо соб с тво в а л а усвоению их более высокой культуры. Но вместе с тем мо на с тыри принесли с собой усиление гнета и эк сплу а т ации т р у до во го населения. По сл е шведских набегов 1589— 1591 гг. монас тыри К о л ь с ко г о полуос трова, кроме больших льгот — освобождения от всех податей и повинностей, — с тали получать пособия из го- 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz