Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 1. / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1962. - 91 с. : ил.

В на ч а ле XVI века русские з а в я зы в аю т более тесные сно­ шения с с а ам ам и внутренней части Кольского полуос трова — с «дикой» и «лешей (лесной) лопью». По свидетельству а в ­ стрийского посла С. Гербершт ейна , побывавше го в России в 1517 и 1526 гг. и получившего сведения из авторитетных источников (от Григория Истомы и д ру гих ), с а амы жи ли р а з ­ бросанно близ рек, озер и по морскому берегу, з а ним а я с ь ры ­ боловством и охотой на пушного зверя , диких оленей и птиц. Они пла тили д ан ь московскому кн я зю мехами и рыбой. Н и к а ­ кой русской а дминис т р ации в к р а е еще не было. Уплатив го­ довую подать, с а амы считали себя не зависимыми в о с т ал ь ­ ном. П р и е зж и е купцы, в обмен на пушнину, д о с т а в л я ли им од ежду из грубого сукна, топоры, ножи, иглы, посуду, муку, соль и прочее. Все, бли зко зн а вши е с а амов , отмеч ают их вы­ носливость, умение выследить зверя, меткость в стрельбе из лу к а , честность в отношениях с люд ьми 8*. С а амы были я зычниками , идолопоклонниками . Они верили в боже с тво Айя, с которым с в я зыв а ли гром, молнию и другие я вл ения природы, поклонялись «священным» к амн ям и р а з ­ личным д у х ам — сейдам. Чтобы иметь удачу на промысле, с а амы приносили им в ж е р т в у оленей и тому подобное. В 20—40 годах XVI в е к а к с а а м а м проникли христианские проповедники (ІФеодорит, Трифон и д р .) , которые склонили ч аст ь с а амо в к принятию новой религии — хрис тианс тва. В 1526 году были крещены с а амы , жи вши е близ К а н д а л а кши , а в 1532— 1533 гг.— по р е к ам Коле и Туломе9*. По здне е о б р а ­ щены были в хрис тиан понойские са амы . Прин ятие хрис тианс т в а в целом было прогрессивным я в л е ­ нием. Оно способствовало р а з л ож е нию па триарх ал ьно -родо - вых отношений у с а амо в и при о бщ а л о к более высокой рус­ ской культуре, содействовало сближению с русским народом , обле г ч ало мона с тырскую колони зацию и тем с амым способст­ во в ало хозяйс твенному освоению края . Вместе с тем хрис тиан ­ с к а я религия принесла с а ам ам новые поборы, же с токое фео ­ д ал ьн о е угнетение. Р у с с к а я церковь, проповедуя христианскую веру, пр е сл едо в ал а при этом не «просвещение» с а амов , к а к она у т в е рж д а л а , а п р е в р ащени е их в своих данников , с треми ­ л а с ь воспользова т ься их у годь ями и трудом . Силой рели гио з­ ного воздействия духовенство по б ужд а л о жи т ел ей д ел а т ь приношения церкви, о т да в а т ь ей ч а с т ь своей добычи «во сл а в у божию». Во второй четверти XVI века на Му рман с к ом побережье начина е т р а з в и в а т ь с я рыбный морской промысел. Омы в а емы е теплыми атлантическими водами морские отмели близ бере ­ 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz