Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 2, вып. 2. Кольский край в 1725-1800 гг. / отв. ред. А. М. Шнитман / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1967. - 143 с.

тивность многих состоявшихся указов», за «развратное толко­ вание веры и иконоборную ересь» его следовало бы по зако­ нам подвергнуть «тяжкому телесному наказанию», но учиты­ вая непросвещенность, отсутствие «вредного намерения» и не­ порочность Титова, по духу наказа Екатерины II комиссии по составлению проекта нового Уложения, его можно освободить от телесного наказания, однако, как человека опасного рас­ пространением ложного учения, надо поместить на пять лет в Кексгольмскую крепость с. выдачей на пропитание по 4 копей­ ки в день. На мнении князя Вяземского Екатерина II написа­ ла: «Быть по сему». Коменданту крепости подполковнику До- можирову было предписано через каждые шесть месяцев о поведении «секретного колодника Титова» доносить в Тайную экспедицию. Рапорты эти однотипны: «Раскаяния в нем не примечено, ...имеет частые намерения к побегу». По истечении пяти лет Екатерина II велела Титова оставить в крепости «до совершенного в заблуждении его признания и раскаяния». 16 февраля 1791 года Титов умер, не откгзавшись от своих убеж­ дений. В 1787 году «на всегдашнее житье в город Колу» был со­ слан еще один еретик — однодворец деревни Ольховатки Во­ ронежской губернии Самсон Прохоров, который не признавал бога Иисуса Христа, матерь божию, святые таинства, не почи­ тал крест, святых апостолов, кроме пророков, не поклонялся образам, церковную службу считал ложной, а верил только и исповедывал бога отца и святого духа. «Неуважение» к церкви проявлялось также в выступле­ ниях против попов (помещичий крестьянин Псковской губер­ нии Филипп Минин был сослан «за ложное и затейливое пока­ зание на священника») и в хищениях церковных средств («за кражу церковных денег» сосланы были: пономарь Андрей Фи- ногенов, купец Иван Михайлов, дьякон Михаил Иванов и др.). После Крестьянской войны в леса от помещичьего произ­ вола бежало немало людей, которые стали заниматься «разбо­ ем» — нападали на купцов, дворян, почтовые кареты. Разбой­ ники захватывали казенное имущество, грабили преимущест­ венно тех, кто разбогател на эксплуатации народа, нередко раздавали награбленное беднякам. А. М. Горький указывал, что в разбойничестве всегда были «элементы бунта соци­ ального». В кольской ссылке было несколько таких «удалых молод­ цов». Среди них — «братья-разбойники» крестьяне Ефим и Сергей Михайловы, которые участвовали в ограблении проез

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz