Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 2, вып. 2. Кольский край в 1725-1800 гг. / отв. ред. А. М. Шнитман / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1967. - 143 с.
тивность многих состоявшихся указов», за «развратное толко вание веры и иконоборную ересь» его следовало бы по зако нам подвергнуть «тяжкому телесному наказанию», но учиты вая непросвещенность, отсутствие «вредного намерения» и не порочность Титова, по духу наказа Екатерины II комиссии по составлению проекта нового Уложения, его можно освободить от телесного наказания, однако, как человека опасного рас пространением ложного учения, надо поместить на пять лет в Кексгольмскую крепость с. выдачей на пропитание по 4 копей ки в день. На мнении князя Вяземского Екатерина II написа ла: «Быть по сему». Коменданту крепости подполковнику До- можирову было предписано через каждые шесть месяцев о поведении «секретного колодника Титова» доносить в Тайную экспедицию. Рапорты эти однотипны: «Раскаяния в нем не примечено, ...имеет частые намерения к побегу». По истечении пяти лет Екатерина II велела Титова оставить в крепости «до совершенного в заблуждении его признания и раскаяния». 16 февраля 1791 года Титов умер, не откгзавшись от своих убеж дений. В 1787 году «на всегдашнее житье в город Колу» был со слан еще один еретик — однодворец деревни Ольховатки Во ронежской губернии Самсон Прохоров, который не признавал бога Иисуса Христа, матерь божию, святые таинства, не почи тал крест, святых апостолов, кроме пророков, не поклонялся образам, церковную службу считал ложной, а верил только и исповедывал бога отца и святого духа. «Неуважение» к церкви проявлялось также в выступле ниях против попов (помещичий крестьянин Псковской губер нии Филипп Минин был сослан «за ложное и затейливое пока зание на священника») и в хищениях церковных средств («за кражу церковных денег» сосланы были: пономарь Андрей Фи- ногенов, купец Иван Михайлов, дьякон Михаил Иванов и др.). После Крестьянской войны в леса от помещичьего произ вола бежало немало людей, которые стали заниматься «разбо ем» — нападали на купцов, дворян, почтовые кареты. Разбой ники захватывали казенное имущество, грабили преимущест венно тех, кто разбогател на эксплуатации народа, нередко раздавали награбленное беднякам. А. М. Горький указывал, что в разбойничестве всегда были «элементы бунта соци ального». В кольской ссылке было несколько таких «удалых молод цов». Среди них — «братья-разбойники» крестьяне Ефим и Сергей Михайловы, которые участвовали в ограблении проез
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz