Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 2, вып. 2. Кольский край в 1725-1800 гг. / отв. ред. А. М. Шнитман / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1967. - 143 с.

го оклада, о котором они, не имевшие достаточной квалифи­ кации, не могли даже помышлять у себя на родине. Просто­ му матросу-иностранцу было установлено жалованье 72 руб­ ля в год, тогда как русский матрос получал 7 рублей 20 копе­ ек в год. В среднем, не считая казенного провианта, иностран­ цы имели гарантированный оклад по 131 руб. 38 коп. в год на человека, а русские китоловы — только по 11 руб. 51 коп., то есть в 11,5 раза меньше. По замыслу Петра I Кольское китоловство должно было заниматься добычей морских зверей наравне с другими про­ мышленниками. Однако люди, пробравшиеся к руководству казенным предприятием, стали добиваться предоставления ему права монопольной скупки продуктов морского промыс­ ла у частных зверобоев. Указом 22 февраля 1726 года по­ следние обязаны были добытых ими морских животных, вор­ вань и сухую рыбу сдавать в казну «за настоящую цену, как и напредь сего бывало в Компании князя Меншикова с товари­ щи». В Коле была учреждена «Сальная контора», которая в определенное время была открыта для приема продуктов морского промысла; в Архангельске для этого был устроен «казенный Компанейский двор». К промыслу китов хотели приступить летом 1725 года. Три китобойных судна вышли из Архангельска, направляясь к Коле. Во время этого похода один корабль потерпел круше­ ние, причем погиб и экипаж, а остальные два корабля после долгих скитаний по морю с «немалыми повреждениями» доб­ рались до Колы и стали на ремонт. В это лето на промыслы они так и не ходили. Взамен погибшего судна вскоре в Гам­ бурге был куплен новый, хорошо оснащенный корабль. В 1726 году корабли выходили на промысел, но ни одно­ го кита не добыли. Правительство вынуждено было отправить специальную комиссию, чтобы установить причины неудач китоловства. Стоявший во главе предприятия иностранец С. Вернизобер сообщил, что многие нанятые за границей спе­ циалисты не отвечают своему назначению: капитан корабля Стандер порученного ему «дела не знает и всегда бывает пьян», командир другого судна Деланг «дело свое гораздо плохо знает и хотя в Грунландии* бывал, но командорскую службу не ведает», гарпунер Костер «глазами плох, которые все потерял от пьянства». Выяснилось, что сам Вернизобер, * У Шпицбергена. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz