Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 2, вып. 2. Кольский край в 1725-1800 гг. / отв. ред. А. М. Шнитман / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1967. - 143 с.
городничему вменялось в обязанность иметь «строгий за ними присмотр» с тем, чтобы они «не могли рассевать плевел свое го разврата в подобные им непросвещенные умы». Еще ранее, 29 марта 1779 года, польскому священнику был прислан указ Архангелогородской духовной консистории, который предписывал «присланных в Колу донских казаков, их жен, детей и девок.., оказавшихся в иконоборной ереси, пристойным образом от иконоборного заблуждения увеще вать...». Но результаты деятельности местного попа были весь ма скромны. Через семь лет священник Иван Шабунин сооб щил консистории, что он «оных иконоборцев повсегда непре станно увещевал, из которых одну девку Устину Фадееву от их заблуждения отвратил». Однако «святой отец», видимо, не был уверен в успехе и просил отделить девушку от ее зем ляков, чтобы «паки не могла быть зараженною». В ноябре 1796 года казаки-иконоборцы, служившие сол датами в кольской штатной команде, отказались принести присягу на верность вступившему на престол Павлу I, заявив, что они «по силе первой и второй заповедей, кроме создавшего небо и землю, никому не поклоняются и не присягают, крест же и евангелие целовать не хотят». За «таковое важное и дерзкое преступление» комендант Ернер приказал заковать их «в ножные кандалы и содержать под крепчайшею секретною стражею». Вместе с донскими казаками в 1778 году в Колу был при слан экономический крестьянин села Седемки Шацкого уезда Ефим Титов, вина которого тоже состояла в том, что он не признавал святых таинств и не поклонялся иконам. В начале 1776 года, во время прихода к нему в дом свя щенника и дьякона с молебном, Титов, схватив ковшик, «в по ругание» церковной службы облил водой «животворящий крест и священника». После ареста Титов заявил, что «таинств церковных не признает, крестного знамения не делает», и ут верждал, что нужно «кланяться духом». Тамбовский епископ Феодосий долго «увещевал его, чтоб он от заблуждения от стал и обратился в истинное благочестие», но Титов «остался непреклонным». Тогда губернатор велел подвергнуть его до просу под пыткой, чтобы узнать, «от кого он научен и нет ли еще таковых». Но и «под битьем плетьми» Титов не дал тре буемых показаний. Отсылая дело Титова на решение правительства, воронеж ский губернатор Потапов писал, что «оного человека не столь ко можно страхом смерти к признанию истины привести, 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz