Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 2, вып. 2. Кольский край в 1725-1800 гг. / отв. ред. А. М. Шнитман / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1967. - 143 с.

городничему вменялось в обязанность иметь «строгий за ними присмотр» с тем, чтобы они «не могли рассевать плевел свое­ го разврата в подобные им непросвещенные умы». Еще ранее, 29 марта 1779 года, польскому священнику был прислан указ Архангелогородской духовной консистории, который предписывал «присланных в Колу донских казаков, их жен, детей и девок.., оказавшихся в иконоборной ереси, пристойным образом от иконоборного заблуждения увеще­ вать...». Но результаты деятельности местного попа были весь­ ма скромны. Через семь лет священник Иван Шабунин сооб­ щил консистории, что он «оных иконоборцев повсегда непре­ станно увещевал, из которых одну девку Устину Фадееву от их заблуждения отвратил». Однако «святой отец», видимо, не был уверен в успехе и просил отделить девушку от ее зем­ ляков, чтобы «паки не могла быть зараженною». В ноябре 1796 года казаки-иконоборцы, служившие сол­ датами в кольской штатной команде, отказались принести присягу на верность вступившему на престол Павлу I, заявив, что они «по силе первой и второй заповедей, кроме создавшего небо и землю, никому не поклоняются и не присягают, крест же и евангелие целовать не хотят». За «таковое важное и дерзкое преступление» комендант Ернер приказал заковать их «в ножные кандалы и содержать под крепчайшею секретною стражею». Вместе с донскими казаками в 1778 году в Колу был при­ слан экономический крестьянин села Седемки Шацкого уезда Ефим Титов, вина которого тоже состояла в том, что он не признавал святых таинств и не поклонялся иконам. В начале 1776 года, во время прихода к нему в дом свя­ щенника и дьякона с молебном, Титов, схватив ковшик, «в по­ ругание» церковной службы облил водой «животворящий крест и священника». После ареста Титов заявил, что «таинств церковных не признает, крестного знамения не делает», и ут­ верждал, что нужно «кланяться духом». Тамбовский епископ Феодосий долго «увещевал его, чтоб он от заблуждения от­ стал и обратился в истинное благочестие», но Титов «остался непреклонным». Тогда губернатор велел подвергнуть его до­ просу под пыткой, чтобы узнать, «от кого он научен и нет ли еще таковых». Но и «под битьем плетьми» Титов не дал тре­ буемых показаний. Отсылая дело Титова на решение правительства, воронеж­ ский губернатор Потапов писал, что «оного человека не столь­ ко можно страхом смерти к признанию истины привести, 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz