Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 2, вып. 2. Кольский край в 1725-1800 гг. / отв. ред. А. М. Шнитман / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1967. - 143 с.
недель жил в селе Сары-сасы, скрываясь у раскольников, у которых «принимать бедных и давать покровительство им почитается за величайшую добродетель». Затем он вместе с приятелем своим Кандалинцевым решил поехать в Яицкий городок и на Иргиз. По пути, миновав Яицкий городок, Пуга чев передумал и «рассудил на Иргиз уже не ехать», так как его там знали и могли схватить. Он купил у Кандалинцева за 25 рублей двух лошадей с телегою и отправился на умет к Оболяеву, с которым познакомился еще во время поездки на Яик в ноябре 1772 года. «Еремина курица, — рассказывает Пугачев, — узнал меня... и спросил: Что ты, Емельян, отпу щен из-под караула? (ибо он знал, что был пойман). Но я отвечал: Нет-де, а я бежал, и просил его, чтоб позволил у се бя до время пожить; а уметчик на сие говорил: Живи-де, я много добрых людей скрываю». Таким образом, Оболяев сознательно укрыл от властей бежавшего из тюрьмы Пугачева. 16 августа на умет Оболяева пришло трое крестьян — Чучков, Алексеев и Федотов — и, поклонясь ему в ноги, ска зали, что они «отданы в Сибирь на поселение и с дороги бежа ли». Оболяев принял их и велел пока покосить ему траву, а он тем временем подыщет им место для жизни*. «Сие он го ворил им потому, что у яицких казаков по хуторам много таких пришлецов в работниках бывают, и они паспортов не спрашивают». Беглые крестьяне занялись сенокосом, а Пугачев, охотясь в степи за сайгаками, вынашивал планы организации восста ния. Он решил принять имя Петра III. о котором в народе ходили слухи, что он якобы хотел дать свободу крестьянам и за это был свергнут дворянами с престола. Многие считали, * Когда на допросе Оболяева спросили, как он осмелился да приют беглым, уметчик не растерялся и выставил свои «неотразимые» доводы: «Да как же де не принять-то, ведь слово божие повелевает странных призирать и питать, так де мне что нужды спрашивать при- хожего, имеет ли он паспорт или не имеет». Когда же его спросили: «поэтому ты хоть разбойника так примешь? то он, Оболяев, сказал: Да мне де что до этого нужды, хотя бы он с виселицы был, ведь не я в ответе — он, я де должен исполнить слово божие...» и продолжал развивать мысль о грехах человека, которые бог наказывает: «Какой мор в Москве был, так ведь это не что иное, как божие наказание». Следственная комиссия в своем заключении отмечала, что Обо ляев «по рассуждениям своим больше толковей, нежели его уму и состоянию прилично» и требовала за это подвергнуть его «некоторому лишнему наказанию». 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz