Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 2, вып. 2. Кольский край в 1725-1800 гг. / отв. ред. А. М. Шнитман / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1967. - 143 с.
рый употреблял свои прибыли не на развитие хозяйства (про мысловых заведений), а на личные нужды (на предметы рос коши, особняки, балы и т. п.). Такое непроизводительное рас ходование средств задерживало развитие экономики края, тор мозило процесс формирования местной буржуазии. Теперь, с отменой феодальных привилегий в торговле и ликвидацией духовных вотчин, возможности для капиталисти ческого предпринимательства значительно расширились. К то му же недостатка в рабочей силе не было: множество разо ренных русских крестьян и саамов искали работы. Так, в 1767 году из 100 действительных работников Терской лопи (Поной) только 15 саамов имели свое хозяйство, а остальные 85 полу чали средства к жизни «черною работою» по найму. Поморское купечество, прежде всего, воспользовалось сво бодой торговли при Архангельском порте. Об’ем отпуска рус ских товаров за границу сразу возрос- Если раньше к Архан гельску приходило от 24 (1748 год) до 60 (1735 год) иностран ных кораблей, то в 1772 году их было 206, а сумма отпуска товаров превысила 2 млн. рублей. Для облегчения финансо вых операций по торговым сделкам в 1764 году в Архангель ске была открыта государственная банковская контора. Ч а стые в прошлом банкротства поморских купцов стали крайне редким явлением. Крупные промышленники не замедлили воспользоваться секуляризацией духовных вотчин. Бывшие монастырские уго дья стали сдаваться государством «в оброк» всем желающим. Делалось это публично, на специальных торгах, где одержи вал победу тот, «кто больше даст». Так, уже в июле 1764 года бывшие владения Соловецкого монастыря были взяты в арен ду на 6 лет каргопольскими купцами Мих. Пригодиным и Ив. Марковым, которые согласились платить государству на 5% больше, чем имел дохода от своих вотчин Соловецкий мона стырь. Купцы, в свою очередь, сами сдавали отдельные про мысловые угодья (заборы, тони) в аренду местным крестья нам. Экономические крестьяне, выйдя из крепостной зависимо сти от духовных феодалов, стали проявлять больше личной инициативы и заинтересованности в труде, поскольку они бы ли теперь избавлены от нерегламентированных поборов своих бывших господ. После уплаты государственных податей и мир ских сборов весь остальной доход (заработок или предприни мательская прибыль) поступал в бюджет крестьянина. Почти все выгоды от ликвидации монополий и духовных 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz