Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 2, вып. 2. Кольский край в 1725-1800 гг. / отв. ред. А. М. Шнитман / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1967. - 143 с.
Внутренняя политика царизма и положение в стране накануне Крестьянской войны (1762—1773 гг.) ЛИКВИДАЦИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ДУХОВНЫХ ВОТЧИН В КОЛЬСКОМ КРАЕ - Реформы Петра I ослабили экономи- Секуляризация ческую силу церкви. Монастырское монастырских хозяйство было взято под контроль владении в крае государства. На содержание монахов стало выдаваться установленное законом жалованье. Однако во второй четверти XVIII века духовные вотчины были воз вращены прежним владельцам. Монастырские крестьяне при этом не были освобождены от государственных податей, ду ховные же власти требовали исполнения всех традиционных повинностей в пользу вотчинников. Монахи стремились по править пошатнувшееся хозяйство монастырей за счет усиле ния эксплуатации крепостных крестьян. Последние гневно протестовали против непосильных поборов и притеснений. По словам Екатерины II, при вступлении ее на трон в 1762 году множество монастырских крестьян «отложились от послуша ния», и всех их правительству пришлось усмирять силой. Дво рянство, жаждавшее расширения своих поместий за счет цер ковных земель, требовало секуляризации — передачи духов ных вотчин государству. Опасаясь оппозиции духовенства, Екатерина II медлила с проведением этой крупной реформы. Наконец, 26 февраля 1764 года правительство опубликовало указ «О домах архиерейских, монастырях и других духовных вотчинных местах», по которому все церковные земли и кре стьяне передавались в ведение вновь созданной государствен ной Коллегии экономии. На Кольском полуострове к этому времени сохранился только один местный монастырь —• Кольско-Печенгский. Вто рой монастырь — Кандалакшский — по указу канцелярии ар хиепископа Архангельского и Холмогорского ог 14 апреля 1742 года «за необходимыми нуждами, скудостью и неумени ем братии и служителей» вести хозяйство был приписан к Соловецкому монастырю «со всем строением и заводы, и с рыбными промыслы и прочими угодьи». Кольско-Печенгский монастырь по тем же соображени ям находился в ведении Холмогорского Архиерейского дома. Монастырю принадлежали обширные земельные владения и рыбные ловли в реках и по морскому берегу от Кольского за 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz