Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 2, вып. 2. Кольский край в 1725-1800 гг. / отв. ред. А. М. Шнитман / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1967. - 143 с.

Но вскоре на саамов повели наступление «печенгские старцы». Ссылаясь на копии старинных документов (купчих и жалованных грамот) и указ 1730 года о возвращении монас­ тырю всех его вотчинных владений, монахи заявили, что рыб­ ные ловли и другие угодья по реке Туломе являются монас­ тырской собственностью. Однако сонгельские и нотозерские саамы решительно воспротивились попыткам монахов завла­ деть их угодьями, и Кольская канцелярия отвергла претензии монастыря. Тогда монахи обратились с жалобой на действия местных властей к архиепископу Холмогорскому Герману, указывая на то, что рыбные ловли «те лопари по указу из оной канцелярии взяли насильно». Монахи отмечали при этом, что после пожара 1727 года Печенгский монастырь «пришел во всеконечное оскудение» и более, чем когда-либо нуждается в источниках дохода. Но архиепископ Герман в своем ответе «печенгским старцам» в 1734 году сообщил, что ему «с Кольскою воеводскою канцеляриею противиться не­ возможно». Монахам так и не удалось отнять у саамов бога­ тые туломские угодья. В монастырской описи 1752 года о рыбных ловлях и сенокосах по реке Туломе и ее притокам сказано, что эти угодья «взяты от Печенгского монастыря и отданы впредь до указу лопарям, которые и доныне владеют ими, и из оброков отдаются кольским жителям и другим про­ мышленникам». Притеснения и злоупотребления начальства вынуждали поднимать голос протеста против существовавших порядков Проявления даже солдат Кольского гарнизона. В недовольства январе 1727 года во время работ в ле- среди солдат СУ сРеДи солдат происходили антипра­ вительственные разговоры. Начал их Павел Туголуков, но особенно «бранился» по поводу царских указов Никита Короткий. Начальству об этом стало известно лишь в марте по доносу солдата Ивана Грачева. Восемь че­ ловек, осмелившиеся вслух осуждать распоряжения властей, стности, свидетельствует портрет старца: «возрастом святый не мал, нагиб, плотию крепок, малоплешив, брадою сед», или, например, ре­ алистическое изображение начала миссионерской деятельности Трифо­ на в крае: стал с лопарями «беседы творити о куплях» (то есть о тор­ говле, а не о вере). «Житие» состоит из семи рассказов, восходящих к XVI веку: 1) о «просвещении» (то есть приобщении к вере) лопарей и устроении обители; 2) о чудесах Трифона; 3) о принесении в обитель жерновов из Колы; 4) о хождении в Новгород; 5) о кончине Трифона; 6) о спасении царя Федора Ивановича; 7) о разорении обители шве­ дами. 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz