Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 2, вып. 2. Кольский край в 1725-1800 гг. / отв. ред. А. М. Шнитман / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1967. - 143 с.

фона, печенгского чудотворца», «писана уставом» и другая книга, содержавшая только «Житие» Трифона. В описях книг 1722 и 1727 годов никаких сочинений о Трифоне не чис­ лилось*. Составление «Жития» и ритуала церковной службы в честь Трифона положили основание культу «печенгского чу­ дотворца», а древняя обитель на реке Печенге со временем сделалась местом поклонения паломников, стекавшихся сюда со всего Севера. Культ Трифона открыл для духовенства широ­ кие возможности для обирания трудового населения, для одурманивания масс. Борьба саамов Тяжелые феодальные поборы, притес- со своими нения властей и откупщиков вызывали угнетателями недовольство и протесты со стороны угнетенного народа. Упорную борьбу за свои промысловые угодья вели саамы. Царским указом от 21 марта 1727 года повелено было отобрать у откупщиков саамские рыбные ловли и «отдать са­ мим владельцам навечно, без перекупки». Однако материаль­ ное положение саамов было слишком шаткое. Находясь в к а ­ бале у монастырей и богатых промышленников, они вынуж­ дены были сдавать свои угодья в аренду на невыгодных усло­ виях. Прошло немного времени, и самые ценные семужьи ловли саамов оказались в руках их прежних угнетателей. 16 апреля 1728 года нотозерские и сонгельские саамы по­ дали в Кольскую канцелярию челобитную, в которой писали, что «пришли они в самую последнюю нищету, и ежели оные их угодья.... им отданы не будут, то по указам рекрут и по­ душных денег платить будет нечем и помирать будут голод­ ною смертью». Правительство признало захват саамских угодий незакон­ ным. Предписано было «рыбные ловли отдать вотчинникам по-прежнему». Саамам вернули угодья и, как доносили мест­ ные власти, «о том в Кольском остроге было публиковано». * О составлении книги о жизни Трифона, по-видимому, позабо­ тились служители Холмогорского архиерейского дома, к которому мо­ настырь был приписан. В основу «Жития Трифона Печенгского» были положены расска­ зы, написанные печенгскими монахами в конце XVI — начале XVII вв. Составитель «Жития» указывает, что сведения о Трифоне содержа­ лись «в малых книжицах и в писаниях кратких». Авторы их, не­ сомненно, были «самовидцами» деятельности Трифона. Об этом, в ча­ 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz