Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 2, вып. 2. Кольский край в 1725-1800 гг. / отв. ред. А. М. Шнитман / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1967. - 143 с.
фона, печенгского чудотворца», «писана уставом» и другая книга, содержавшая только «Житие» Трифона. В описях книг 1722 и 1727 годов никаких сочинений о Трифоне не чис лилось*. Составление «Жития» и ритуала церковной службы в честь Трифона положили основание культу «печенгского чу дотворца», а древняя обитель на реке Печенге со временем сделалась местом поклонения паломников, стекавшихся сюда со всего Севера. Культ Трифона открыл для духовенства широ кие возможности для обирания трудового населения, для одурманивания масс. Борьба саамов Тяжелые феодальные поборы, притес- со своими нения властей и откупщиков вызывали угнетателями недовольство и протесты со стороны угнетенного народа. Упорную борьбу за свои промысловые угодья вели саамы. Царским указом от 21 марта 1727 года повелено было отобрать у откупщиков саамские рыбные ловли и «отдать са мим владельцам навечно, без перекупки». Однако материаль ное положение саамов было слишком шаткое. Находясь в к а бале у монастырей и богатых промышленников, они вынуж дены были сдавать свои угодья в аренду на невыгодных усло виях. Прошло немного времени, и самые ценные семужьи ловли саамов оказались в руках их прежних угнетателей. 16 апреля 1728 года нотозерские и сонгельские саамы по дали в Кольскую канцелярию челобитную, в которой писали, что «пришли они в самую последнюю нищету, и ежели оные их угодья.... им отданы не будут, то по указам рекрут и по душных денег платить будет нечем и помирать будут голод ною смертью». Правительство признало захват саамских угодий незакон ным. Предписано было «рыбные ловли отдать вотчинникам по-прежнему». Саамам вернули угодья и, как доносили мест ные власти, «о том в Кольском остроге было публиковано». * О составлении книги о жизни Трифона, по-видимому, позабо тились служители Холмогорского архиерейского дома, к которому мо настырь был приписан. В основу «Жития Трифона Печенгского» были положены расска зы, написанные печенгскими монахами в конце XVI — начале XVII вв. Составитель «Жития» указывает, что сведения о Трифоне содержа лись «в малых книжицах и в писаниях кратких». Авторы их, не сомненно, были «самовидцами» деятельности Трифона. Об этом, в ча 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz