Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 2, вып. 2. Кольский край в 1725-1800 гг. / отв. ред. А. М. Шнитман / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1967. - 143 с.
средствами религиозного воздействия для увеличения прино шений верующих. Особенно ясно это видно на примере Пе- ченгского монастыря. Лишенный обычных источников дохода от многочислен ных промысловых угодий и крепостных саамов, монастырь влачил жалкое существование. Монахи постоянно жалова лись на «скудость»: «А в Печенгской пустыне, — писали они, — денежной наличной казны нет ничего, анбары все пусты, а питаемся по самой нужде, займуя хлебные запасы у добрых людей». 27 сентября 1727 года в монастыре возник пожар, «и в нем все что есть безостатку сгорело». Духовные власти по заботились о восстановлении монастыря. Возвращение про мысловых угодий в 1730 году взамен платежа жалованья мо нахам позволило монастырю увеличить доходы за счет отда чи рыбных ловель в аренду частным лицам. В описи деловых бумаг монастыря числится 34 документа — «кабал» и долго вых «записей» на кольских жителей, саамов и промышлен ников с Двины на сумму в 136 рублей. В монастыре заново были построены Петропавловская церковь, несколько жилых и хозяйственных помещений. Но финансовое положение мона стыря оставалось все же незавидным. На многие церковно монастырские нужды денег не хватало. Монахи вспоминали о «старых» временах вольготной, сытой и веселой жизни. Мо нашеской братии необходим был такой источник доходов, из которого можно было безотчетно тратить деньги на собствен ные нужды. Решено было пойти по пути тех монастырей, ко торые привлекали верующих «мощами» святых угодников, «чудотворными» иконами и другими реликвиями. Это давало большой приток даровых работников (трудников, работав ших в монастырях бесплатно — «по обету»), денежных вкла дов и прочих пожертвований. Основатель Печенгской пустыни монах Трифон был об’- явлен «святым». На могиле «преподобного» стали совершать специальные богослужения; распространялись слухи о яко бы имевших место «чудесах». При этом всячески внушалась мысль, что те, кто приносит вклады в Печенгскую обитель, пользуются незримым покровительством святого Трифона, который способен даровать успех на промысле, дать избавле ние от телесных недугов, облегчить душевные горести и т. С целью привлечения паломников началось прославление Пе ченгской обители в церковной литературе. В середине XVIII века в описи книг Печенгского монас тыря впервые названа «Служба и Житие преподобного Три 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz