Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 2, вып. 2. Кольский край в 1725-1800 гг. / отв. ред. А. М. Шнитман / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1967. - 143 с.

средствами религиозного воздействия для увеличения прино­ шений верующих. Особенно ясно это видно на примере Пе- ченгского монастыря. Лишенный обычных источников дохода от многочислен­ ных промысловых угодий и крепостных саамов, монастырь влачил жалкое существование. Монахи постоянно жалова ­ лись на «скудость»: «А в Печенгской пустыне, — писали они, — денежной наличной казны нет ничего, анбары все пусты, а питаемся по самой нужде, займуя хлебные запасы у добрых людей». 27 сентября 1727 года в монастыре возник пожар, «и в нем все что есть безостатку сгорело». Духовные власти по­ заботились о восстановлении монастыря. Возвращение про­ мысловых угодий в 1730 году взамен платежа жалованья мо­ нахам позволило монастырю увеличить доходы за счет отда­ чи рыбных ловель в аренду частным лицам. В описи деловых бумаг монастыря числится 34 документа — «кабал» и долго­ вых «записей» на кольских жителей, саамов и промышлен­ ников с Двины на сумму в 136 рублей. В монастыре заново были построены Петропавловская церковь, несколько жилых и хозяйственных помещений. Но финансовое положение мона­ стыря оставалось все же незавидным. На многие церковно­ монастырские нужды денег не хватало. Монахи вспоминали о «старых» временах вольготной, сытой и веселой жизни. Мо­ нашеской братии необходим был такой источник доходов, из которого можно было безотчетно тратить деньги на собствен­ ные нужды. Решено было пойти по пути тех монастырей, ко­ торые привлекали верующих «мощами» святых угодников, «чудотворными» иконами и другими реликвиями. Это давало большой приток даровых работников (трудников, работав­ ших в монастырях бесплатно — «по обету»), денежных вкла ­ дов и прочих пожертвований. Основатель Печенгской пустыни монах Трифон был об’- явлен «святым». На могиле «преподобного» стали совершать специальные богослужения; распространялись слухи о яко­ бы имевших место «чудесах». При этом всячески внушалась мысль, что те, кто приносит вклады в Печенгскую обитель, пользуются незримым покровительством святого Трифона, который способен даровать успех на промысле, дать избавле­ ние от телесных недугов, облегчить душевные горести и т. С целью привлечения паломников началось прославление Пе­ ченгской обители в церковной литературе. В середине XVIII века в описи книг Печенгского монас­ тыря впервые названа «Служба и Житие преподобного Три­ 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz