Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 2, вып. 2. Кольский край в 1725-1800 гг. / отв. ред. А. М. Шнитман / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1967. - 143 с.
ство. «По большей мере, — писал М. В. Ломоносов, — про стые, безграмотные мужики и бабы лечат наугад, соединяя часто натуральные способы, сколько смыслят, с вороженьем и шептаниями, и тем не только не придакт никакой силы своим лекарствам, но еще в людях укрепляют суеверие, больных приводят в страх унылыми видами и умножают болезнь, при ближая их скорее к смерти». п Исследователи быта русских поморов рикладное единодушно отмечают их изобрета- ____ искусство тельность и высокое мастерство в из- другие элементы готовлении художественных изделий, культуры «Вообще жители сей страны по при родному их остроумию, — писал академик И. И. Лепехин, — весьма замысловаты. Я видал из крестьян таких искусников, которые без дальнего показания сделали настольные часы с курантами, выписным англинским подобные... Тамошние ис кусники не токмо укладывают речьыми костяными узорами ящики, комоды, вытачивают шашки, марки*, готовальни, набалдашники, насосцы и прочее, но и вырезывают образа и портреты». Профессор ічігории, член Российской Академии наук Ле Руа считал позоров «одаренными великою способно стью к вымыслам» (изобретениям) и указывал на случай, когда во время зимовки на острове Шпицбергене зверобои изготовили такую изящную костяную шкатулку, что его кол леги в Петербурге никак не хотели поверить, что она была сделана с помощью одного лишь простого ножа. Выдающийся этнограф И. Г. Георги, перу которого при надлежит описание жизни российских саамов, отмечал, что они любят украшать свои изделия — оленью сбрую, одежду и прочее — узорами, отделывая «волоченым оловом, серебром, мишурою и шерстыо», красят ткани в яркие цвета, а деревян ную посуду покрывают «недурною резьбою, либо обкладывают костью, оловом, рогом». Художественное оформление имели у саамов некоторые предметы языческого культа — шаманские бубны, деревянные изваяния идолов и т. п. Так, на коже ша манского барабана, о котором рассказывает Георги, были «представлены изображения небесных светил, также зверей, птиц, заручительных знаков и сему подобного». В часы досуга и во время праздников саамы устраивали спортивные состязания — прыжки через шесты, борьбу, гон ки на оленьих упряжках и т. п., исполняли свои националь* Бирки, употреблявшиеся для счета или взамен денег. 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz