Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 2, вып. 2. Кольский край в 1725-1800 гг. / отв. ред. А. М. Шнитман / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1967. - 143 с.
ных духов (сеидов), от расположения которых зависели успех или неудача в жизни и хозяйственной деятельности людей. В честь этих божеств они сооружали «деревянные, безобразные, из корня вырезанные» идолы (пассы), а также — нагромож дения из камней высотой до двух метров — сайты. Места, в которых находились пассы и сайты, считались священными. Сюда приходили только для принесения жертв, главным образом, оленьих костей (саамы считали, что бо ги сами облекут их мясом). Возле жертвенников, по свиде тельству современников, накоплялись «превеликие груды ко стей и рогов». Иногда саамы «для умилостивления земных и водяных богов» в определенных местах выливали молоко или кровь животных. Большим авторитетом среди саамов пользовались знаха ри-колдуны (нойды), которые якобы общались с сеидами и получали от них чародейственную силу: могли исцелять не дуги, вызывать и прекращать дождь и ветер, прогонять на секомых, предугадывать будущее и т. д. Нойды указывали, где и когда следует приносить жертвы, как поступать в тех или иных случаях жизни. Во время исполнения культовых обрядов они совершали пляски с бубном, символическими изображениями и побрякушками. Поклонение языческим богам преследовало чисто практи ческие цели: саамы надеялись таким путем добиться успеха на промысле, избавиться от болезней, падежа скота и других несчастий. Саамы наивно верили в загробную жизнь. На могилу умершего клали перевернутые сани (знак окончания земно го пути) и ставили под ними пищу и разную утварь, которая могла потребоваться отошедшему в иной мир. Все это, однако, не мешало саамам отмечать христиан ские праздники и совершать религиозные требы (крещение детей, бракосочетания и т- п.) у русских попов, по правилам православной церкви, как этого требовали законы и предпи сания духовных властей. Территория Кольской округи соприка- Двоеданные салась с датской Норвегией и швед- и троеданные ской Финляндией, где также жили са- саамы амы, но исповедывали они лютеран скую евангелическую веру. Точной границы между владения ми России и Швеции на севере не существовало. Земли вплоть до Рованиэми и Кусамо считались принадлежащими «россий ской короне». Сюда, на территорию «Лешей лопи», после «за 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz