Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 2, вып. 2. Кольский край в 1725-1800 гг. / отв. ред. А. М. Шнитман / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1967. - 143 с.

ных духов (сеидов), от расположения которых зависели успех или неудача в жизни и хозяйственной деятельности людей. В честь этих божеств они сооружали «деревянные, безобразные, из корня вырезанные» идолы (пассы), а также — нагромож­ дения из камней высотой до двух метров — сайты. Места, в которых находились пассы и сайты, считались священными. Сюда приходили только для принесения жертв, главным образом, оленьих костей (саамы считали, что бо­ ги сами облекут их мясом). Возле жертвенников, по свиде­ тельству современников, накоплялись «превеликие груды ко­ стей и рогов». Иногда саамы «для умилостивления земных и водяных богов» в определенных местах выливали молоко или кровь животных. Большим авторитетом среди саамов пользовались знаха­ ри-колдуны (нойды), которые якобы общались с сеидами и получали от них чародейственную силу: могли исцелять не­ дуги, вызывать и прекращать дождь и ветер, прогонять на­ секомых, предугадывать будущее и т. д. Нойды указывали, где и когда следует приносить жертвы, как поступать в тех или иных случаях жизни. Во время исполнения культовых обрядов они совершали пляски с бубном, символическими изображениями и побрякушками. Поклонение языческим богам преследовало чисто практи­ ческие цели: саамы надеялись таким путем добиться успеха на промысле, избавиться от болезней, падежа скота и других несчастий. Саамы наивно верили в загробную жизнь. На могилу умершего клали перевернутые сани (знак окончания земно­ го пути) и ставили под ними пищу и разную утварь, которая могла потребоваться отошедшему в иной мир. Все это, однако, не мешало саамам отмечать христиан­ ские праздники и совершать религиозные требы (крещение детей, бракосочетания и т- п.) у русских попов, по правилам православной церкви, как этого требовали законы и предпи­ сания духовных властей. Территория Кольской округи соприка- Двоеданные салась с датской Норвегией и швед- и троеданные ской Финляндией, где также жили са- саамы амы, но исповедывали они лютеран­ скую евангелическую веру. Точной границы между владения­ ми России и Швеции на севере не существовало. Земли вплоть до Рованиэми и Кусамо считались принадлежащими «россий­ ской короне». Сюда, на территорию «Лешей лопи», после «за­ 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz