Ушаков, И. Ф. Краеведческий материал по истории : (с древнейших времен до 18 в.) : для школ Мурманской области. В 2 ч. Ч. 2, вып. 2. Кольский край в 1725-1800 гг. / отв. ред. А. М. Шнитман / И. Ф. Ушаков ; отв. ред. Шнитман А. М. ; М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : [б. и.], 1967. - 143 с.

Обедневшие саамы нанимались к богачам в пастухи. Мно­ гие из тех, кто ходил покрученниками на промыслы, зимою сторожили становища на Мурманском берегу, поступали в из­ возчики, занимались заготовкой леса для колян и другой ра­ ботой по найму. Были, наконец, и такие, которые скитались по русским селениям и добывали средства к жизни случай­ ными заработками или подаянием. Местные богачи жестоко эксплуатировали саамскую бед­ ноту. В наиболее трудное для нее время они ссужали саамов продовольствием, деньгами, промысловым снаряжением или предметами домашнего обихода с условием погашения долга продуктами своего промысла, цена которым заранее опреде­ лялась очень низкой. При совершении сделок скупщики обычно угощали саамов хмельными напитками, табаком, под­ носили их женам и дочерям мелкие подарки (серьги, кольца, ленты, и т. п ) и, добившись таким образом расположения ик, заключали крайне выгодные для себя соглашения. Нередко за чарку водки саам «отдаривался» оленьей шкурой, стоившей 2 рубля 50 копеек, или еще более сбавлял цену на свои то­ вары. В ряде случаев лица, ссужавшие саамов, сами вносили за них государственные подати, ставя эти суммы в счет дол­ га и требуя дополнительной поставки пушнины или рыбы. Зависимость от кредиторов была настолько устойчивой и дли­ тельной, что саамы называли их не иначе, как своими «хозяе­ вами». После секуляризации духовных вотчин чаще всего та­ кими «хозяевами» для саамов были русские купцы. Саамы Кольского полуострова офици- Религиозные ально считались православными хри- верования стианами. В действительности религи- саамов озные верования саамов были весьма далеки от учения русской церкви. Этнографические описания конца XVIII века говорят о том, что у саамов еще очень проч­ но сохранялись идолопоклонство и шаманство. Русские священники постоянно стремились искоренить «языческие заблуждения» своей паствы, но были не в силах сделать этого. Бывали они в погостах редко — 1—2 раза в году; почти вся жизнь саамов протекала вдали от церквей вне регламентации и воздействия русского духовенства. Пос­ ты, богослужения и другие предписания православной церкви обычно не соблюдались. Саамы верили в существование бога Юбмела, которому якобы были подвластны все силы природы. Реки, озера, горы и долины, по их представлениям, были обиталищами различ­ но

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz