Ушаков, И. Ф. Кольский Север в досоветское время : историко-краеведческий словарь / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2001. - 333, [1] с. : ил., портр.

Издал работу «Русские лопари с врачебно-санитарной точки зрения и медицинская помощь в Лапландии» (Ар­ хангельск, 1908). Сотрудничал в медицинских журналах и Трудах Общества архангельских врачей, публиковал статьи в некоторых газетах о жизни в Лапландии (пре­ имущественно о лопарях Понойского прихода), о свадеб­ ных и других обычаях населения Терского берета. Лит.: Б е р г Л. С. Памяти И. Н. Шмакова // Известия ВГО. — Л., 1946. — Т. 78, вып. 3, с. 364. ШНЯКА — основное промысловое судно на Мурма­ не в XVI—XIX веках. Поднимала груза около 300 пу­ дов. Имела три пары весел и парус. Рассчитана на артель из 4 ловцов. Длина 11— 12 метров, ширина 2,6 мет­ ра. Для облегчения подъема яруса применялось «тягло» — колесо (ворот), укрепленное на борту. В корме и на носу устраивались приспособления для сна (дощатые покры­ тия, обитые просмоленным холстом). Посредине шняки делалась «кара» и отсеки для снастей и улова. Изготов­ лялась из сосновых досок, которые крепились вицею из можжевельника и тонкими веревками. Строились пре­ имущественно в Коле. Совершенствовалась на протяже­ нии веков. Выдающийся знаток промыслового дела Л. Л. Брей- тфус в 1913 году дал следующую характеристику шняке: «Благодаря дешевизне (около 100 руб.), прочности (слу­ жит до 18 лет), позволяющей ей выносить удары о кам­ ни, что часто неизбежно при осушке (обмелении при­ брежных вод при морском отливе), а также — низкому борту, облегчающему тягу яруса, шняка является излюб­ ленным судном наших поморов. На шняке поморы вы­ езжают за 25—60 верст от берега». Ист.: ГААО, ф. 6, оп.17, д.13, л. 30 об. Лит.: ИП, т. 2, с. 44—46; Материалы к познанию русского рыбо­ ловства. — СПб, 1913. — Т. 2, вып. 1, с. 120.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz