Ушаков, И. Ф. Кольский Север в досоветское время : историко-краеведческий словарь / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2001. - 333, [1] с. : ил., портр.

Лопские земли к Мурманскому морю» и чертёж «Коль­ скому острогу и волостям... з датскими рубежи, ветх, рос- пался». Сохранилась «Книга Большому Чертежу» 1627 года — сумма сведений, извлеченных с карты всего Московского государства (так называемого «Чертежа Федора Году­ нова»). Ист.\ Чтения в ОИДР. — 1894. — Кн. 3, раздел IV, № 5, с. 15. Лит.-. Известия ВГО. — 1962, № 2. — Т. 94. «ЧЕСМА»— линейный корабль. Пришел на Мурман 3 января 1917 года с командой 752 человека. Построен в Петербурге как эскадренный броненосец под названием «Полтава». Водоизмещение 10960 тонн, скорость хода 31,5 км в час. Вооружение: 4 орудия— 305 мм, 12 — 152 мм, несколько орудий малых калибров, 6 тор­ педных аппаратов. Во время русско-японской войны 5 декабря 1904 года затонул на внутреннем рейде Порт-Артура. Поднят япон­ цами. Выкуплен русским правительством. С 6 апреля 1916 года стал называться «Чесма», зачислен во флотилию Северного Ледовитого океана. В составе команды нахо­ дились революционно настроенные моряки. Ист.: Российский государственный архив Военно-Морского флота, ф. 1207, on. 1, д. 36, л. 16—18. ЧИЖОВ Федор Васильевич (1811 — 1877) — предпри­ ниматель, магистр философии, экономист, директор Московского купеческого банка, строитель железных дорог. В 1875 году, ввиду краха Беломорско-Мурман- ского пароходства, создал Товарищество Архангельско- Мурманского срочного пароходства, вложил в предпри­ ятие 105 тысяч рублей (пароходы «Архангельск» и «Оне­ га»), Правильно организованное пароходство на Севере и после смерти его создателя успешно развивалось. Лит.: ИП, т. 2, с. 198—201; Север, 1994, № 4, с. 155—160. ЧИНОВНИКИ по крестьянским делам — по закону 1881 года заменили мировых посредников. Находились 307

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz