Ушаков, И. Ф. Кольский Север в досоветское время : историко-краеведческий словарь / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2001. - 333, [1] с. : ил., портр.
1849 году в семье купца, владельца табачной лавки. В доме имелась хорошая библиотека. А. А. Хохлов окон чил Кемское шкиперское училище. По описи 1878 года в Коле ему принадлежали: двухэтажный дом с мезонином стоимостью 850 руб., торговая лавка, сенник, баня. В 1885 году имел три шхуны грузоподъемностью 8280 пу дов, стоимостью 2700 руб., которые давали за навига цию до 900 руб. дохода. Его брат Павел являлся купцом 2-й гильдии. Братья Хохловы щедро жертвовали деньги на нужды «бедных жителей города Колы», давали вклады церквам. Антон Хохлов добивался открытия в Коле мореход ного класса, для которого предлагал помещение в своем доме. Ист. : АГВ, 1907, № 22. Приложение; ГАМО, ф. 111-И, д. 1, л. 30 об.; ф. 23-И, д. 12, л. 14; ф. 16-И, д. 149, л. 6. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ лопарей Кольского полуос трова. Проводилась в несколько этапов: в землях Ле шей лопи в 1526 году, по рекам Коле и Туломе в 1532 году, на Печенге — в 1533 году, в Поное — в начале 70-х годов XVI века. Явилась результатом деятельности проповедников православия Феодорита, Трифона, Феогноста. Крещение лопарей являлось добровольным актом. Принятие «русской веры» имело важные последствия: происходило сближение лопарей и русских, способство вало утверждению российских правовых норм, закреп лению за лопарями угодий в собственность отдельных семей (по писцовым книгам), усвоению русской культу ры, рождало новое миропонимание. Однако лопари долго сохраняли некоторые языческие обычаи — почитание «священных» камней, принесение жертв сейдам. Но доминировала христианская обрядность и нравственность. Лопари ставили в погостах часовни (по зднее и церкви), ревностно посещали богослужения, ува жительно относились к священникам, посещали могилу Трифона, исполняли христианские обряды. 298
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz