Ушаков, И. Ф. Кольский Север в досоветское время : историко-краеведческий словарь / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2001. - 333, [1] с. : ил., портр.

крестьян возникли волостные суды, состав которых из­ бирался на волостных сходах сроком на три года. В 1906 году, когда намечалась реформа судебного дела, кресть­ яне Александровского уезда решительно высказались за сохранение в неизменности волостных судов. «Волост­ ной суд, — заявили они, — для нас дороже всякого дру­ гого, и мы просим не отнимать это благо от нас». Ист/. ГАМО, ф. 6-И, д. 122, л. 26. СУДА — плавучие средства разного назначения. 1. Промысловые: на Кольском Севере это преимуще­ ственно шняки и карбасы, отчасти тройники; в порефор­ менный период на Мурмане стали использоваться ёлы — суда норвежского изготовления, более лёгкие и манев­ ренные по сравнению со шняками, а также листерботы (большие ёлы, нередко палубные). 2. Транспортные: ло- дьи, лодейки, шхуны, раншины, кочмары, соймы. В эпо­ ху капитализма появились пароходы и моторные боты (с керосиновым двигателем). Средние парусные суда (двухмачтовые, палубные: шхуны, яхты, клипера) стоили около 2 тысяч рублей, выдерживали не более 25 океан­ ских навигаций. В 1902 году на Мурмане зарегистрировано было 105 парусных торговых судов десяти различных типов об­ щей грузоподъемностью 509 450 пудов (8352 тонны) с числом матросов 286 человек. К концу XIX века Архангельско-Мурманское сроч­ ное пароходство имело 9 почтово-пассажирских паро­ ходов и 2 паровые грузовые шхуны. Лит.: С т е п н и ц к и й К. П. Торговый флот на Мурмане. — СПб, 1902; С л е з с к и н с к и й А. Г. Промыслы беломорского населения. — СПб, 1896, с. 43; Кола / МКИ, 1983, с. 72. СУДОСТРОЕНИЕ . Основным центром строения шняк являлась Кола. В поморских селениях изготовля­ лись карбасы и редко — кочмары. Крупные мореходные суда строились большей частью на Двине. Лит.: ИП, т. 2, с. 43—46, 75—76. 257

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz