Ушаков, И. Ф. Кольский Север в досоветское время : историко-краеведческий словарь / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2001. - 333, [1] с. : ил., портр.
Становища на Мурмане возникли в середине XVI века. Перечень всех становищ с указанием числа промы словых изб в них дан в писцовой книге 1608 года. Ист.: X а р у з и н Н. Н. Русские лопари. — М., 1890, приложе ние 2-е. Лит.: КЗ, с. 62. СТАНЦИИ ДОРОЖНЫЕ. В XVI—XVII веках назы вались «ямами» (отсюда возчики — ямщики), содержа лись лопарями, колянами и поморами за счет средств, собираемых со всего податного населения края. Екате рина II ввела отдачу станций на откуп желающим пере возить грузы и людей за казенную плату с торгов. По Кольскому тракту существовали станции: Ковдская, Княжегубская, Кандалакшская, Зашеечная, Екостров- ская, Вороньеозерская, Раснаволоцкая, Масельгская, Кицкая и Кольская. В 1807 году на станциях внутри Лап ландии полагалось иметь зимой 8 оленей и 2 возчика, летом — 2 карбаса с 6 гребцами. Во второй половине XIX века возникли так называе мые «земские станции» для передвижения местных чи новников и священников, доставки почты, которые со держались за счет мирских сборов на подводную повин ность. Так, внутри Кольско-лопарской волости существо вали станции: Семиостровская, Ловозерская, Бабинская и Сонгельская. С Ловозерской станции подводы посы лались на четыре стороны: в Рынду — 60 верст, Воро нью — 70 верст, Лявозеро — 90 верст и в Раснаволок — 90 верст. В 1915—1916 годах возникли железнодорожные станции. Ист.: ГААО, ф. 1, оп. 3, д. 1067, л. 295; ГАМО, ф. 41-И, д. 5, л. 21; ф. 52-И, д. 183, л. 29. Лит.: КЗ, с. 410—412, 585. СТАНЦИИ СПАСАТЕЛЬНЫЕ. Комитет для помо щи поморам Русского Севера в 1902 году открыл спаса тельные станции в Териберке (бот «Великая княгиня Ксе ния Александровна») и в Рынде (бот «Великий князь Александр Михайлович»), За восемь лет (1903—1910) они 251
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz