Ушаков, И. Ф. Кольский Север в досоветское время : историко-краеведческий словарь / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2001. - 333, [1] с. : ил., портр.

208 миллионов рублей (участок Кандалакша—Мур­ ман — 35,8 миллиона рублей). Вступила во временную эксплуатацию с недоделками. Работы велись с большим напряжением сил тысяч людей при недостатке нужного обмундирования и многих продуктов питания. Сооружение рельсового пути, связывающего Мурман с центром страны, имело огромное значение для даль­ нейшего развития Кольского Севера. Лит.: КЗ, с. 570—590. МУРМАНСКИЙ ТОРГ. Возник в 1557 году. Снача­ ла в Кегоре (Вайда-Губа), затем в Печенге и на Кильди- не. С конца 1560-х годов велся преимущественно в Коле, где устроили складское и лавочное подворье известные купцы Строгановы, а за ними и другие русские торгов­ цы. Сюда приходили на судах купцы из Голландии, Ан­ глии, Германии, Дании, Франции. В связи с угрозой вне­ шних нападений в 1585 году торг был переведен в ново- построенный город Архангельск (до 1613 года — Новые Холмогоры). На Мурмане разрешалось торговать с ино­ странцами только местными товарами. Лит.: КЗ, с. 68—70, 75; Г р о м ы к о М. М. Русско-нидерланд­ ская торговля на Мурманском берегу в XVI веке. — Средние века. Вып. XVII. — М., 1960. МУРМАНСКИЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ. Почти одно­ временно с Мурманской железной дорогой стал строить­ ся порт на Кольском заливе для приема военных поста­ вок от союзников России, а также для выгрузки матери­ алов, продовольствия и снаряжения, потребных рабочим и военнослужащим. Руководил сооружением порта ин­ женер Б. Е. Веденеев. Уже в 1915 году торговый порт на своих первых при­ чалах принимал оружие, боеприпасы, порох, медикамен­ ты, обувь, колючую проволоку, детали самолетов и ав­ томобилей, которые предназначались русским войскам, сражавшимся против держав Германского блока. Ист.: ГАМО, ф. 134-И, д. 2, 3, 4. Лит.: КЗ, с. 613—621. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz