Ушаков, И. Ф. Кольский Север в досоветское время : историко-краеведческий словарь / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2001. - 333, [1] с. : ил., портр.

делам службы и для преследования иностранных рыбо­ промышленников, вторгавшихся в русские воды и грубо нарушавших правила прибрежного лова. Находился в распоряжении уездного исправника, базировался в Ека­ терининской гавани, содержался на средства министер­ ства внутренних дел, носил название «административного». Ему был присвоен особый кормовой флаг: белый с дву­ мя скрещенными посредине якорями и положенным на них гербом Архангельской губернии. Лит/. С и д е н с н е р А. К. Сведения о Мурманском береге, собранные летом 1896 года. — СПб, 1897, с. 15. «МУРМАН» — социал-демократическая газета, из­ давалась русскими эмигрантами-ленинцами в городе Вардё (Северная Норвегия) в 1907—1909 годах. Вышло 13 (по норвежским сведениям 14) номеров. Нелегально распространялась по Мурманскому побережью и в По­ морье. Руководил изданием Н. А. Шевелкин. Лит.: КЗ, с. 550—555; MB, 1994, № 216. МУРМАНЕ. В документах XIII—XV веков под этим названием фигурировали жители Северной Скандина­ вии, преимущественно норвежцы. Ист.: Новгородская первая летопись. — 1950, с. 411—412, 424. Лит.: КЗ, с. 26—29. МУРМАНСКАЯ ДОРОГА. Первоначально так на­ зывались тропа и ямской путь из Поморья через Лаплан­ дию на Колу. В 1903—1907 годах была проложена гуже­ вая дорога по сухопутным участкам: Кандалакша— Имандра (32,7 версты) и от Имандры до Колы (95 верст). Дорога имела ширину в 12 с лишним метров, мосты и настилы через топкие места. «Мурманская дорога» обо­ шлась казне в 43 813 руб. 26 коп. Лит.: Кола. — МКИ, 1983. — Ч. 1, с. 91—92. МУРМАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА от Петроза­ водска до Кольского залива. Строилась в условиях Пер­ вой мировой войны в 1915—1916 годах для получения грузов из Англии и Франции. Обошлась государству в 156

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz