Ушаков, И. Ф. Кольский Север в досоветское время : историко-краеведческий словарь / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2001. - 333, [1] с. : ил., портр.

м о т о в с к и й п о г о с т — поселение Кончанской лопи. С 1581 года вотчинное владение Печенгского мо­ настыря. В 1608 году — 6 веж, 23 лопаря мужского пола; по ревизии 1722 года — 39 душ мужского пола. До 1602 года платила дань и датским сборщикам. В 1841 году в погосте было 12 дворов и 69 лопарей. В начале XX века зимний погост находился на реке Западной Лице (12 домов и 2 тупы), летний — в станови­ ще Китовские острова. В зимнем — часовня св. Нико­ лая, в летнем — церковь Алексея митрополита Москов­ ского. Скота: 35 овец и 2700 оленей. По духовной роспи­ си 1914 года в Мотовском погосте числилось 184 лопаря и 23 человека — «статские» (административные лица и их семьи). Ист.\ СМПИКП, с. 55; ГААО, ф. 1, on. 1, д. 3146, л. 34; ф. 29, оп. 29, д. 646-а (1914); ГАМО, ф. 16-И, д. 24, л. 448 (1841); ф. 30-И, д. 108, л. 93 об. Хрестоматия по истории Кольского Севера. — 1997, с. 40, 65, 70, 94, 95. МОТОРНЫЕ СУДА. Стали использоваться на Мур­ мане с конца XIX века. В 1913 году 16 владельцев имели моторные боты, среди них: Клавдий Кротов в Терибер- ке — бот «Михайло» стоимостью 7000 руб., Епимах Могучий в Шельпино — бот «Прогресс» стоимостью 1900 руб., Леонард Пильфельд в Вайда-Губе — шойму «Джема» стоимостью 3600 руб. и др. Промышленник Дмитрий Масленников имел два моторных судна под названием «Мойва» (№ 1 и № 2) для развозки наживки в становища Мурманского берега. Братья Иван, Николай и Людвиг Эриксены на острове Кильдин каждый имел по палубному моторному боту. Промышленник Андрей Труфанов в Золотой имел два моторных бота. На всех лесопильных заводах также имелись мотор­ ные суда (в просторечии «моторы»). Ист/. ГАМО, ф. 30-И, д. 109, л. 12—20. Лит. : ИАОИРС, 1916, №11, с. 457. МУЗЫКА. У лопарей в древности существовала шумо­ вая музыка — бой в шаманский бубен. В XVIII—XIX ве­ 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz