Ушаков, И. Ф. Кольский Север в досоветское время : историко-краеведческий словарь / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2001. - 333, [1] с. : ил., портр.

братьев Елисея и Петра Федотовых» (1626 год). По от­ чету 1913 года в Александровском уезде числилось 15 ма­ стеров и учеников кузнечного дела. Ист.\ ПК, с. 416; ГААО, ф. 1, on. 1, д. 3047, л. 59; СГКЭ. Т. 2, с. 313; ГААО. ф. 6, оп. 2, д. 378. Раздел «Ремесленники» (1913). КУЗОМЕНЬ — поморское селение в низовьях реки Варзуги. В XVI веке — тоня Кузонемы, на которой ло­ вили семгу 28 карбасами. В 1674 году сюда выселились из Варзуги крестьяне Рогожины и Федоровы, основали «деревню Куземино». В 1782 году в Кузомени жители построили церковь Великомученика Дмитрия. Село бы­ стро росло. Предписанием министра государственных имуществ от 20 мая 1841 года Кузомень стала центром укрупненной волости (входили Умба, Варзуга и Терская лопь). В селе возникла Покровская ярмарка, на которую съезжались торговцы со всего Беломорья. Вице-губерна­ тор Д. Н. Островский в конце XIX века писал: «Село богатое, имеет две церкви, училище, соляной обществен­ ный магазин... Народ здесь красивый, приветливый и гостеприимный». Чиновник по крестьянским делам Н. Н. Макшеев отмечал: «При училище происходят на­ родные чтения с туманными картинами. Читают: стано­ вой пристав Таратин, учитель Луговой и шкипер Коре- хов нравственные брошюры, исторические, из семейно­ го быта, из практики морского дела, явления природы, популярную гигиену. Чтения посещаются охотно не толь­ ко детьми и юношами, но и взрослыми крестьянами и крестьянками... В Кузомени проживает фельдшер... В селе есть общественная аптека» (1892 год). С 1871 года село было связано с Архангельском паро­ ходным сообщением. В начале XX века проведен телеграф. В 1903— 1905 годах в селе находились политические ссыльные (И. В. Бугров, П. П. Гусев и др.), которые орга­ низовали из местных крестьян социал-демократический кружок. В 1907 году прибыла новая группа ссыльных — 37 человек, научившие молодежь петь революционные песни. Вскоре ссыльных вывезли из села, но его жители разделились на приверженцев старого режима и против­ ников царской власти. 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz