Ушаков, И. Ф. Кольский Север в досоветское время : историко-краеведческий словарь / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2001. - 333, [1] с. : ил., портр.
куниц, лисиц и медведей. В 1909 году — 21 двор. Обсле дователь Р. П. Якобсон писал: «Дома новые, все огоро жены заборами; везде чистота и порядок; в огородах, кроме репы, встречается картофель; население трезвое, трудолюбивое». Ист.: ГААО, ф. 1025, оп. 3, д. 27, л. 16; Материалы к позна нию русского рыболовства. — СПб, 1914. — Т. Ill, вып. 2, с. 72—74. КОЛОКОЛА. Играли важную роль в жизни народа. Колокольный звон создавал общественное настроение — радости или печали, он извещал о пожаре, помогал за блудившимся в лесу или потерявшим ориентировку на море выйти к селению. Он созывал жителей в церковь на молитву, провожал умершего в последний путь. Неко торые колокола (в Поное, Кандалакше) были «госуда ревыми» — даром Ивана IV. В XVIII—XIX веках коло кола по заказу отливали в Соловецком монастыре, при возили и из центра страны. В церкви висело от 2 до 7 колоколов. Преобладали малые. Большой (празднич ный) колокол Благовещенского собора в Коле весил 1170 килограммов. На некоторых колоколах имелись надпи си, например: литья 1694 г. «7202 году. Купил сей коло кол Варзужской волости в церковь в. апост. П. и П. и св. Н. Ч. на церковные деньги каргополец Ив. Андр. сын Попов. Весу 25 пуд 11 ф.», или: «Сооружен сей колокол для Териберской церкви рыбопромышленниками ст. Те- риберки в 1895 году. Весу 26 пуд 8 ф.»; на колоколе — изображение иконы Грузинской Божьей Матери и свя того Пророка Божия Ильи. Ист.-. ГАМО, ф. 8-И, д. 123, л. 6; ф. 34-И, д. 34, л. 17; ф. 16-И, д. 85, л. 7. КОЛОНИЗАЦИЯ МУРМАНСКОГО БЕРЕГА — заселение северного побережья Кольского полуострова по закону 22 ноября 1868 года. Поселенцам, зачислен ным в сословие «колонистов», предоставлялись значи тельные привилегии и льготы. Правительство разреши ло быть колонистами не только русским людям, но и 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz