Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

р ДРЕВНЕИШИХ вре­ мен обитает на Коль­ ской земле небольшая саам­ ская народность (по перепи­ си 1979 года — 1565 чело­ век). Более пятя столетий по соседству с саамами (ло­ парями) живут русские. Какое влияние оказал приход русских в Лаплан­ дию на ее коренное населе­ ние? Как сложились взаимо­ отношения двух народов? Какова роль Русского госу­ дарства в исторической судьбе саамов? Эти вопро­ сы особенно актуальны сейчас, когда наша много­ национальная Родина от­ мечает 60-летие образова­ ния СССР. До прихода русских мало­ численное население Коль­ ского полуострова — Тер­ ская лопь ■— подвергалось частым нападениям и разо­ рениям со стороны сканди­ навских викингов. Саамский фольклор изобилует преда­ ниями о борьбе лопи с чудью — иноземными за­ хватчиками (чаще всего это были шведы). В XII веке Лопская земля (Тре, Терь) вошла состав новгородских владений. Саамы добровольно приняли русское подданство и стали платить 'в новгородскую казну неболь­ шую дань (по пяти беличьих шкурок в год с каждого охот­ ника). Взамен саамы^ получили защиту от вторжений сканди­ навских добытчиков. Новгород Великий, получив известие о нападении грабителей, всякий раз поручал карелам и двиня- нам наказывать захватчиков. В военных походах на скан­ динавов участвовали и саамы. В результате решительного противодействия Новгорода разбою викингов саамы обре­ ли возможность спокойно тру­ диться, направлять свои силы на развитие хозяйства. В XIV — XV веках нападения извне стали редким явлением. Совместная борьба с ино­ земцами сближала русских, карел и саамов. І Другим важным фактором сближения русских и са- І амов была взаимовыгодная торговля. Саамы являлись рыболовами и охотниками, русские —- земледельцами, скотоводами и ремесленни­ ками. Придя на Север, русские не порывали связи с внут­ ренней Россией, закупали там сельскохозяйственные продукты, промышленные изделия. Торговцы везли на Север металлические и тек­ стильные изделия, ржаную муку, предметы домашней утвари, украшения и т. п. Сохранилось любопытное свидетельство о заинтересо­ ванности саамов в торговле с приезжими купцами в XV ве­ ке. Русский посол Григорий Истома в 1496 году ехал в Данию Северным морским пу­ тем. Будучи на Мурмане, он знакомился с жизнью лопа­ рей. В беседе с австрийцем С. Герберштейном Г. Истома рассказывал: «Они охотно до­ пускают купцов, которые привозят им платья из тол­ стого сукна, а также топоры, иглы, ложки, ножи, кубки, му­ ку, горшки и другое в том же роде... Монеты они не упот­ ребляют вовсе, довольствуют­ ся только обменом предме­ тов». Благодаря систематиче­ скому товарообмену с рус­ скими саамы перешли от использования примитивных первобытных орудий труда из камня и кости к примене­ нию более совершенных и высокопроизводительных ме­ таллических изделий. Саамы стали заимство­ вать у русских передовой производственный опыт: строить заборы ва реках для лова семги, плести льняные и пеньковые снасти для лова трески в море и большие сети для озерных промыслов, пользоваться капканами И ружьями на охоте и т. д. В свою очередь, русские поселенцы многое заимство­ вали у саамов, которые на основе многовекового опыта выработали самую рацио­ нальную в условиях запо­ лярного климата меховую одежду и обувь, научились разводить оленей, нашли надежные средства борьбы с цингой. Русские переняли у саамов и географические названия, знание наиболее ценных промысловых мест, способ передвижения на оленьих упряжках (в кере- жах), некоторые приемы ловли зверей (петлями-ганга- сами)... Среди саамов распростра­ няется знание руссноге язы­ ка. Некоторые из них, по сло­ вам Г. Истомы. ездили «в Московию». Это расширяло кругозор саамов, их представ­ ления об общественной и эко­ номической жизни феодаль­ ной Руси. У саамов нередко случались голодовки. В тяжелое время они приходили к русским и брали у них в ссуду муку и другие продукты. Саамы вы­ соко ценили отзывчивость русских поморов, их готов­ ность выручить в трудный момент и никогда не остава­ лись в долгу, приносили сво­ им покровителям различные подарни, заботились о под­ держании дружбы и на буду­ щее. Благодаря воздействию вы­ сокой руссной культуры, как отмечал Карл Маркс, отста­ лые северные окраины были «несколько цивилизованы» еще в новгородский период. В 1478 году Лопская земля перешла под власть московского князя Ива­ на ITT. На Терском побе­ режье правительство прове­ ло межевание земель. За саамскими общинами за­ креплялись определенные территории, использовать которые русские поселенцы могли только по соглаше­ нию с представителями ма­ лой народности. Саамы постепенно усваи­ вают русские правовые нор­ мы. Неиспользуемые уго­ дья они отдают «на откуп» русским промышленникам и карелам; зачастую промыш­ ляют вместе. Саамы все более втяги­ вались в товарно-денежные отношения. Окончательно рухнула натуральная основа хозяйственной жизни. Среди саамов появилась прослойка состоятельных людей. Все это способствовало разложе­ нию родового строя, перехо­ ду к индивидуальному (се­ мейному) хозяйству. Повы­ сился уровень производст­ ва, создались условия для накопления материальных ценностей, стали склады­ ваться отношения, харак­ терные для классового, фео­ дального общества. Этот процесс был ускорен приня­ тием саамами христианства. Основная масса саамов (кандалакшские, кольские, тѵломские и печенгские) крестились в «русскую ве­ ру» в 15 2 6— 1632 годах; в 7 0—80-х годах XVI века православными стали и са­ амы, жившие по реке По­ ной. Между единоверными жителями Лапландии — русскими и лопарями — стали заключаться браки, возник обычай крестования — вид побратимства, проч­ но вошедший в жизнь двух народов. Известный писатель-этно­ граф С. В. Максимов в книге «Год на Севере», изданной в 1859 году, писал: «Миролюби­ вым характером дышат все отношения лопарей к рус­ ским... Патриархально-госте­ приимный а своей веже, ло­ парь в сношениях своих с русскими любит заводить тес­ ную дружбу, род братства, одним словом, любит блюсти вековой обычай КРЕСТОВА­ НИЯ. Угодит в чем-нибудь, понравится чем-нибудь, угос­ ти т хорошо или даст выгод­ ную плату за промысел дав­ ний лопарский знакомец-по­ мор — лопарь не замедлит предложить ему покресто- ваться, то есть обменяться крестами, сделаться крестны­ ми братьями. Лопарь по свершении обряда обмена крестов дарит «крестовому» все, что есть у него лучшего: лучший олений мех, лучшую звериную шкуру — бобровую или черно-бурой лисицы. Крестовый русский должен, в свою очередь, отдарить чем может своего крестового бра­ та — лопаря». Простые русские люди уважительно относились к саамам: «Это добрый на­ род... Грех обижать лопа­ ря». Голландский морепла­ ватель Геррит де Фер в конце XVI века был свиде­ телем того, как русские промышленники на Мурма­ не делились пищей с голо­ давшими лопарями. Другим следствием при­ нятия христианства было усиление феодальной экс­ плуатации коренного насе­ ления края Русским госу­ дарством и монастырями. К 1684 году 38 процен­ тов саамов являлись вот­ чинными крестьянами Пе- ченгского, Воскресенского и Крестного монастырей. Ос­ тальные саамы несли госу­ даревы повинности (платили налоги, привлекались к строительству и ремонту во­ енных укреплений в Коле н т. д.) как черносошные крестьяне. Правительство не делало различия между ни­ ми и русскими крестьяна­ ми. И те и другие, как по­ датные сословия, в равной мере несли бремя феодаль­ ных повинностей — «тяг­ ло». Сплочению трудового рус­ ского и саамского населения способствовала их совмест­ ная борьба против общих угнетателей — воевод и прочих приказных людей (в 1609, 1655, 1667, 1 6 9 8— 1704 годах). Саамы вместе ‘ с посад­ скими людьми и русскими крестьянами подавали пра­ вительству челобитные с жалобами на произвол вое­ вод и монахов, отправля­ лись ходоками в Москву, всегда были надежными со­ юзниками русской бедноты в борьбе с угнетателями. Саамы интересовали мос­ ковское правительств!? нз только как налогоплательщик ки. Они вели военную раз­ ведку на рубежах. На них возлагалась ямская гоньба (провоз казенных грузов и служилых людей), или обес­ печивалась регулярная связь между Кольским острогом — оплотом русской обороны в Заполярье — и Поморьем. Поэтому правительство стремилось оградить саамов от чрезмерных притеснений и излишних поборов местных властей и корыстных элемен­ тов. Оно 'сла ло строгие указы, запрещавшие незаконное взи­ мание податей в погостах и всякие насильства, а винов­ ных о злоупотреблениях ве­ лело судить — «...чинить на­ казанье, чтобы на то смотря иным не повадно было так воровать». Конечно, это не проявле­ ние заботы по отношению к обиженным лопарям. Цар­ ское правительство пресле­ довало свои цели, защища­ ло государственные интере­ сы. Но все-таки следует от­ метить, что в России в от­ личие от Америки или Аф­ рики, где колонизаторы ист­ ребляли и порабощали ко­ ренное население, никогда не существовало практики уничтожения аборигенов, по­ литики умышленного изгна­ ния их ради захвата земель русскими пришельцами. Ма­ лые народности Русского Севера и Сибири имели воз­ можности для прогрессив­ ного развития в составе Российского государства. Весь ход исторического развития саамской народно­ сти показывает благотвор­ ное воздействие русской материальной и духовной культуры на жизнь саамов. В XVII веке они стали пе­ реходить к продуктивному оленеводству, использова­ нию ружей на охоте, к ярусному способу лова ры­ бы в открытом море. Са­ амы усваивают русские на­ родные песни, сказки, пред­ ставления об окружающем мире. В XVIII веке начи­ нают по примеру русских строить бревенчатые домики (тупы), разводить овец. Несмотря на гнет и наси­ лие царских властей и вся­ кого рода эксплуататоров, саамская народность про­ грессировала в своем соци­ ально - экономическом и культурном развитии. Об­ щение с русским народом способствовало переходу са­ амов к более высоким фор­ мам хозяйственной и обще­ ственной жизни. На протяжении веков са­ амы и русские шли в одном строю, борясь против чуже­ земных захватчиков. Саамы и русские трудящиеся шли вместе к победе Великого Октября. Их дружба имеет глубокие исторические кор­ ни. И. УШАКОВ. Доктор исторических на­ ук, преподаватель Мур­ манского педагогического института.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz