Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
р ДРЕВНЕИШИХ вре мен обитает на Коль ской земле небольшая саам ская народность (по перепи си 1979 года — 1565 чело век). Более пятя столетий по соседству с саамами (ло парями) живут русские. Какое влияние оказал приход русских в Лаплан дию на ее коренное населе ние? Как сложились взаимо отношения двух народов? Какова роль Русского госу дарства в исторической судьбе саамов? Эти вопро сы особенно актуальны сейчас, когда наша много национальная Родина от мечает 60-летие образова ния СССР. До прихода русских мало численное население Коль ского полуострова — Тер ская лопь ■— подвергалось частым нападениям и разо рениям со стороны сканди навских викингов. Саамский фольклор изобилует преда ниями о борьбе лопи с чудью — иноземными за хватчиками (чаще всего это были шведы). В XII веке Лопская земля (Тре, Терь) вошла состав новгородских владений. Саамы добровольно приняли русское подданство и стали платить 'в новгородскую казну неболь шую дань (по пяти беличьих шкурок в год с каждого охот ника). Взамен саамы^ получили защиту от вторжений сканди навских добытчиков. Новгород Великий, получив известие о нападении грабителей, всякий раз поручал карелам и двиня- нам наказывать захватчиков. В военных походах на скан динавов участвовали и саамы. В результате решительного противодействия Новгорода разбою викингов саамы обре ли возможность спокойно тру диться, направлять свои силы на развитие хозяйства. В XIV — XV веках нападения извне стали редким явлением. Совместная борьба с ино земцами сближала русских, карел и саамов. І Другим важным фактором сближения русских и са- І амов была взаимовыгодная торговля. Саамы являлись рыболовами и охотниками, русские —- земледельцами, скотоводами и ремесленни ками. Придя на Север, русские не порывали связи с внут ренней Россией, закупали там сельскохозяйственные продукты, промышленные изделия. Торговцы везли на Север металлические и тек стильные изделия, ржаную муку, предметы домашней утвари, украшения и т. п. Сохранилось любопытное свидетельство о заинтересо ванности саамов в торговле с приезжими купцами в XV ве ке. Русский посол Григорий Истома в 1496 году ехал в Данию Северным морским пу тем. Будучи на Мурмане, он знакомился с жизнью лопа рей. В беседе с австрийцем С. Герберштейном Г. Истома рассказывал: «Они охотно до пускают купцов, которые привозят им платья из тол стого сукна, а также топоры, иглы, ложки, ножи, кубки, му ку, горшки и другое в том же роде... Монеты они не упот ребляют вовсе, довольствуют ся только обменом предме тов». Благодаря систематиче скому товарообмену с рус скими саамы перешли от использования примитивных первобытных орудий труда из камня и кости к примене нию более совершенных и высокопроизводительных ме таллических изделий. Саамы стали заимство вать у русских передовой производственный опыт: строить заборы ва реках для лова семги, плести льняные и пеньковые снасти для лова трески в море и большие сети для озерных промыслов, пользоваться капканами И ружьями на охоте и т. д. В свою очередь, русские поселенцы многое заимство вали у саамов, которые на основе многовекового опыта выработали самую рацио нальную в условиях запо лярного климата меховую одежду и обувь, научились разводить оленей, нашли надежные средства борьбы с цингой. Русские переняли у саамов и географические названия, знание наиболее ценных промысловых мест, способ передвижения на оленьих упряжках (в кере- жах), некоторые приемы ловли зверей (петлями-ганга- сами)... Среди саамов распростра няется знание руссноге язы ка. Некоторые из них, по сло вам Г. Истомы. ездили «в Московию». Это расширяло кругозор саамов, их представ ления об общественной и эко номической жизни феодаль ной Руси. У саамов нередко случались голодовки. В тяжелое время они приходили к русским и брали у них в ссуду муку и другие продукты. Саамы вы соко ценили отзывчивость русских поморов, их готов ность выручить в трудный момент и никогда не остава лись в долгу, приносили сво им покровителям различные подарни, заботились о под держании дружбы и на буду щее. Благодаря воздействию вы сокой руссной культуры, как отмечал Карл Маркс, отста лые северные окраины были «несколько цивилизованы» еще в новгородский период. В 1478 году Лопская земля перешла под власть московского князя Ива на ITT. На Терском побе режье правительство прове ло межевание земель. За саамскими общинами за креплялись определенные территории, использовать которые русские поселенцы могли только по соглаше нию с представителями ма лой народности. Саамы постепенно усваи вают русские правовые нор мы. Неиспользуемые уго дья они отдают «на откуп» русским промышленникам и карелам; зачастую промыш ляют вместе. Саамы все более втяги вались в товарно-денежные отношения. Окончательно рухнула натуральная основа хозяйственной жизни. Среди саамов появилась прослойка состоятельных людей. Все это способствовало разложе нию родового строя, перехо ду к индивидуальному (се мейному) хозяйству. Повы сился уровень производст ва, создались условия для накопления материальных ценностей, стали склады ваться отношения, харак терные для классового, фео дального общества. Этот процесс был ускорен приня тием саамами христианства. Основная масса саамов (кандалакшские, кольские, тѵломские и печенгские) крестились в «русскую ве ру» в 15 2 6— 1632 годах; в 7 0—80-х годах XVI века православными стали и са амы, жившие по реке По ной. Между единоверными жителями Лапландии — русскими и лопарями — стали заключаться браки, возник обычай крестования — вид побратимства, проч но вошедший в жизнь двух народов. Известный писатель-этно граф С. В. Максимов в книге «Год на Севере», изданной в 1859 году, писал: «Миролюби вым характером дышат все отношения лопарей к рус ским... Патриархально-госте приимный а своей веже, ло парь в сношениях своих с русскими любит заводить тес ную дружбу, род братства, одним словом, любит блюсти вековой обычай КРЕСТОВА НИЯ. Угодит в чем-нибудь, понравится чем-нибудь, угос ти т хорошо или даст выгод ную плату за промысел дав ний лопарский знакомец-по мор — лопарь не замедлит предложить ему покресто- ваться, то есть обменяться крестами, сделаться крестны ми братьями. Лопарь по свершении обряда обмена крестов дарит «крестовому» все, что есть у него лучшего: лучший олений мех, лучшую звериную шкуру — бобровую или черно-бурой лисицы. Крестовый русский должен, в свою очередь, отдарить чем может своего крестового бра та — лопаря». Простые русские люди уважительно относились к саамам: «Это добрый на род... Грех обижать лопа ря». Голландский морепла ватель Геррит де Фер в конце XVI века был свиде телем того, как русские промышленники на Мурма не делились пищей с голо давшими лопарями. Другим следствием при нятия христианства было усиление феодальной экс плуатации коренного насе ления края Русским госу дарством и монастырями. К 1684 году 38 процен тов саамов являлись вот чинными крестьянами Пе- ченгского, Воскресенского и Крестного монастырей. Ос тальные саамы несли госу даревы повинности (платили налоги, привлекались к строительству и ремонту во енных укреплений в Коле н т. д.) как черносошные крестьяне. Правительство не делало различия между ни ми и русскими крестьяна ми. И те и другие, как по датные сословия, в равной мере несли бремя феодаль ных повинностей — «тяг ло». Сплочению трудового рус ского и саамского населения способствовала их совмест ная борьба против общих угнетателей — воевод и прочих приказных людей (в 1609, 1655, 1667, 1 6 9 8— 1704 годах). Саамы вместе ‘ с посад скими людьми и русскими крестьянами подавали пра вительству челобитные с жалобами на произвол вое вод и монахов, отправля лись ходоками в Москву, всегда были надежными со юзниками русской бедноты в борьбе с угнетателями. Саамы интересовали мос ковское правительств!? нз только как налогоплательщик ки. Они вели военную раз ведку на рубежах. На них возлагалась ямская гоньба (провоз казенных грузов и служилых людей), или обес печивалась регулярная связь между Кольским острогом — оплотом русской обороны в Заполярье — и Поморьем. Поэтому правительство стремилось оградить саамов от чрезмерных притеснений и излишних поборов местных властей и корыстных элемен тов. Оно 'сла ло строгие указы, запрещавшие незаконное взи мание податей в погостах и всякие насильства, а винов ных о злоупотреблениях ве лело судить — «...чинить на казанье, чтобы на то смотря иным не повадно было так воровать». Конечно, это не проявле ние заботы по отношению к обиженным лопарям. Цар ское правительство пресле довало свои цели, защища ло государственные интере сы. Но все-таки следует от метить, что в России в от личие от Америки или Аф рики, где колонизаторы ист ребляли и порабощали ко ренное население, никогда не существовало практики уничтожения аборигенов, по литики умышленного изгна ния их ради захвата земель русскими пришельцами. Ма лые народности Русского Севера и Сибири имели воз можности для прогрессив ного развития в составе Российского государства. Весь ход исторического развития саамской народно сти показывает благотвор ное воздействие русской материальной и духовной культуры на жизнь саамов. В XVII веке они стали пе реходить к продуктивному оленеводству, использова нию ружей на охоте, к ярусному способу лова ры бы в открытом море. Са амы усваивают русские на родные песни, сказки, пред ставления об окружающем мире. В XVIII веке начи нают по примеру русских строить бревенчатые домики (тупы), разводить овец. Несмотря на гнет и наси лие царских властей и вся кого рода эксплуататоров, саамская народность про грессировала в своем соци ально - экономическом и культурном развитии. Об щение с русским народом способствовало переходу са амов к более высоким фор мам хозяйственной и обще ственной жизни. На протяжении веков са амы и русские шли в одном строю, борясь против чуже земных захватчиков. Саамы и русские трудящиеся шли вместе к победе Великого Октября. Их дружба имеет глубокие исторические кор ни. И. УШАКОВ. Доктор исторических на ук, преподаватель Мур манского педагогического института.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz