Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
СААМСКИЙ АРХИВ Известно, чте все саамы до середины девятнадцатого века были неграмотными. В необходимых случаях они пользовались клеймами — знаками, которые ставили вместо подписи на докумен тах, вырезали на вещах и ушах оленей метки, чтобы отличить свою собственность от чужой. Один из первых исследователей саамского быта А. И. Кельсиев в 1877 году нашел в восточной Лапландии своего рода «за писную книжку», в которой саамы для памяти изобра жали рисунками товары, взятые у купцов в долг. Казалось, у неграмотных саамов не могло быть пись менного делопроизводства. В действительности у черно сошных (государственных) саамов в погостах сущест вовали земские избы, в ко торых наемные писцы сос тавляли необходимые доку менты: челобитные (проше ния), договоры, ведомости и тому подобное. В Центральном Государ- Л ствениом архиве древних ак тов в Москве сохранился , архив земской избы Ното- зерского и Сонгельского ио- ' гостов. По какой-то надоб- . ности документы были от правлены в столицу' и попа , ли затем в архив вместе с приказными бумагами. Там насчитывается 104 единицы хранения, в которых охва тывается период с 1584 по 1726 год. , Большинство «дел» отно- ситея к отбыванию казенных ’ повинностей — ямской гонь бе, сбору податей и разных платежей (на строительство укреплений, наем «заплеч ного мастера» (палача) и на прочие «мирские расходы»). Но есть документы, отра жающие внутреннюю жизнь саамского общества: всякого рода сделки между саама ми, купчие грамоты и согла шения о сдаче угодий в аренду, разделе земель, взы скании денег по кабалам (долговым распискам) итак далее. Познакомимся с со держанием некоторых «дел». Вот «порядная» запись (договор) саамов с коляни- ном Петром Приданнико- вым, датированная 27 июля 1676 года. В связи с восше ствием на русский престол царя Федора Алексеевича саамы решили подать ново му государю челобитие о выдаче им жалованной гра моты на Туломские угодья, которыми завладели печенг- ские монахи и богачи Коль ского посада. Для продви жения дела саамы собрали 30 рублей денег и наняли грамотея, который обязался идти «от них, лопарей, к Москве с их людьми, с Ива ном Колпаком да с Григо рием Фефиловым, в товари щах бить челом великому государю... на печенгских старцов и на посацких лю дей о всяких нуждах». Каждому челобитчику за поездку в Москву и хлопо ты назначалась плата по 15 рублей, из которых они сра зу получали по 8 рублей, а остальные должны были по лучить по возвращении, не зависимо от результатов их ходатайства. «Л жить мне на Москве, — писал ГІ. Е. Приданников, — три месяца или как мочно великого го сударя указ добыть, и о их челобитье радеть...» В своих имущественных отношениях саамы руковод ствовались русскими зако нами и обычаями. Промыс ловые угодья стали объек том купли и продажи. Об этом, в частности, свиде тельствует запись от 4 авгу ста 1683 года. Сонгельские саамы Василий и Яков Оси повы «дали письмо сонгель- скому сааму Ивану Андре евичу Колпаку в том, что в совместно купленном у но- тозерской саамки Офимыі Петровой «згодье» по реке Пече, ему принадлежит треть, а покамест он, Иван, жив и ему, Ивану, промыш лять с нами, братанами, вместе, а цены он, Иван, с нами дал вместе в треть одиннадцать алтын (один ал тын — три копейки), а буде он, Иван, похощет идти в иной погост или куда ни есть, и ему, Ивану, той сво ей трети не продавать нико му, опричь нас, а буде ему, Ивану, случит бог смерть, и нам, братанам, деньги от дать дочери его, Ивановой, те же одиннадцать алтын». В стране в это время гос подствовало крепостное пра во, но черносошные саамы, как показывает документ, могли свободно уходить из погоста, куда захотят. Интересен в социальном и этнографическом отношени ях брачный договор ното- зерского саама Михаила Григорьевича Бородина с тестем Василием Осиповым, составленный 27 марта 1693 года. Речь идет о приданом Февроньи Осиповой. «При нял я, — подтверждает М. Г. Бородин, — с его дочерью... приданого живота (имуще ства): крест воротной, что на выи (шее) носят, сереб ряной, десять алтын, да два перстня серебряных, пять алтын, шушун синей — цена сорок алтын, да крашен ин- ник — цена две гривны (1 гривна — 10 копеек), две юпи белого сукна, с о р о ч к а - ворот шит золотом и с та- мима — цена 8 гривен, да сорочка простого портна,по яс оловяной, шапка женс кая, бобровой пух, верх ат ласный, котел весом полтре- тя фунта (два с полови ной).., да я же принял писа- чу, да шубу моранью, да суконной треух женской красного сукна, пуаши жен- ския красныя, да двои обо ры». Перечисляются доволь но ценные, несомненно, под купные изделия. Невеста из состоятельной семьи. Ее муж дает обязательство тестю: «Тем животом владеть мне, Михаилу, а случит бог же не моей смерть, а детей не станет, и мне тот живот от дать ему, Василию». Оформляли сделки большей частью нисцы из колян —] Демид Тупарев, Семен Со-| рихин и другие, нередко —1 местный священник. Заклю чала документ формула: «писмо писал4» такой-то «по велению» — указы» а л и с ь имена неграмотных саамов.| В составе фонда нет об ширных «дел», и общее чисі ло их незначительно. Одна ко и те немногие документы, которые почти чудом дошли до нас, представляют нема лую ценность. Они пролива ют свет на далекое прош лое, быт и культуру саамов — коренных жителей наше го края. И. УШАКОВ. Донент Мурманского пединститута.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz