Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

СААМСКИЙ АРХИВ Известно, чте все саамы до середины девятнадцатого века были неграмотными. В необходимых случаях они пользовались клеймами — знаками, которые ставили вместо подписи на докумен­ тах, вырезали на вещах и ушах оленей метки, чтобы отличить свою собственность от чужой. Один из первых исследователей саамского быта А. И. Кельсиев в 1877 году нашел в восточной Лапландии своего рода «за­ писную книжку», в которой саамы для памяти изобра­ жали рисунками товары, взятые у купцов в долг. Казалось, у неграмотных саамов не могло быть пись­ менного делопроизводства. В действительности у черно­ сошных (государственных) саамов в погостах сущест­ вовали земские избы, в ко­ торых наемные писцы сос­ тавляли необходимые доку­ менты: челобитные (проше­ ния), договоры, ведомости и тому подобное. В Центральном Государ- Л ствениом архиве древних ак­ тов в Москве сохранился , архив земской избы Ното- зерского и Сонгельского ио- ' гостов. По какой-то надоб- . ности документы были от­ правлены в столицу' и попа­ , ли затем в архив вместе с приказными бумагами. Там насчитывается 104 единицы хранения, в которых охва­ тывается период с 1584 по 1726 год. , Большинство «дел» отно- ситея к отбыванию казенных ’ повинностей — ямской гонь­ бе, сбору податей и разных платежей (на строительство укреплений, наем «заплеч­ ного мастера» (палача) и на прочие «мирские расходы»). Но есть документы, отра­ жающие внутреннюю жизнь саамского общества: всякого рода сделки между саама­ ми, купчие грамоты и согла­ шения о сдаче угодий в аренду, разделе земель, взы­ скании денег по кабалам (долговым распискам) итак далее. Познакомимся с со­ держанием некоторых «дел». Вот «порядная» запись (договор) саамов с коляни- ном Петром Приданнико- вым, датированная 27 июля 1676 года. В связи с восше­ ствием на русский престол царя Федора Алексеевича саамы решили подать ново­ му государю челобитие о выдаче им жалованной гра­ моты на Туломские угодья, которыми завладели печенг- ские монахи и богачи Коль­ ского посада. Для продви­ жения дела саамы собрали 30 рублей денег и наняли грамотея, который обязался идти «от них, лопарей, к Москве с их людьми, с Ива­ ном Колпаком да с Григо­ рием Фефиловым, в товари­ щах бить челом великому государю... на печенгских старцов и на посацких лю­ дей о всяких нуждах». Каждому челобитчику за поездку в Москву и хлопо­ ты назначалась плата по 15 рублей, из которых они сра­ зу получали по 8 рублей, а остальные должны были по­ лучить по возвращении, не­ зависимо от результатов их ходатайства. «Л жить мне на Москве, — писал ГІ. Е. Приданников, — три месяца или как мочно великого го­ сударя указ добыть, и о их челобитье радеть...» В своих имущественных отношениях саамы руковод­ ствовались русскими зако­ нами и обычаями. Промыс­ ловые угодья стали объек­ том купли и продажи. Об этом, в частности, свиде­ тельствует запись от 4 авгу­ ста 1683 года. Сонгельские саамы Василий и Яков Оси­ повы «дали письмо сонгель- скому сааму Ивану Андре­ евичу Колпаку в том, что в совместно купленном у но- тозерской саамки Офимыі Петровой «згодье» по реке Пече, ему принадлежит треть, а покамест он, Иван, жив и ему, Ивану, промыш­ лять с нами, братанами, вместе, а цены он, Иван, с нами дал вместе в треть одиннадцать алтын (один ал ­ тын — три копейки), а буде он, Иван, похощет идти в иной погост или куда ни есть, и ему, Ивану, той сво­ ей трети не продавать нико­ му, опричь нас, а буде ему, Ивану, случит бог смерть, и нам, братанам, деньги от­ дать дочери его, Ивановой, те же одиннадцать алтын». В стране в это время гос­ подствовало крепостное пра­ во, но черносошные саамы, как показывает документ, могли свободно уходить из погоста, куда захотят. Интересен в социальном и этнографическом отношени­ ях брачный договор ното- зерского саама Михаила Григорьевича Бородина с тестем Василием Осиповым, составленный 27 марта 1693 года. Речь идет о приданом Февроньи Осиповой. «При­ нял я, — подтверждает М. Г. Бородин, — с его дочерью... приданого живота (имуще­ ства): крест воротной, что на выи (шее) носят, сереб­ ряной, десять алтын, да два перстня серебряных, пять алтын, шушун синей — цена сорок алтын, да крашен ин- ник — цена две гривны (1 гривна — 10 копеек), две юпи белого сукна, с о р о ч к а - ворот шит золотом и с та- мима — цена 8 гривен, да сорочка простого портна,по­ яс оловяной, шапка женс­ кая, бобровой пух, верх ат­ ласный, котел весом полтре- тя фунта (два с полови­ ной).., да я же принял писа- чу, да шубу моранью, да суконной треух женской красного сукна, пуаши жен- ския красныя, да двои обо­ ры». Перечисляются доволь­ но ценные, несомненно, под­ купные изделия. Невеста из состоятельной семьи. Ее муж дает обязательство тестю: «Тем животом владеть мне, Михаилу, а случит бог же­ не моей смерть, а детей не станет, и мне тот живот от­ дать ему, Василию». Оформляли сделки большей частью нисцы из колян —] Демид Тупарев, Семен Со-| рихин и другие, нередко —1 местный священник. Заклю­ чала документ формула: «писмо писал4» такой-то «по велению» — указы» а л и с ь имена неграмотных саамов.| В составе фонда нет об­ ширных «дел», и общее чисі ло их незначительно. Одна­ ко и те немногие документы, которые почти чудом дошли до нас, представляют нема­ лую ценность. Они пролива­ ют свет на далекое прош­ лое, быт и культуру саамов — коренных жителей наше­ го края. И. УШАКОВ. Донент Мурманского пединститута.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz