Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
23 И. Ф. Ушаков. РОДОВОЙ СОСНОВЕЦ В Понойской волости на 152 домохозяйства (677 жителей) в 1914 году приходилось 5640 оленей, то есть в среднем — 37 голов на одно домохозяйство [7]. Друженьковы — коренные жители Сосновки. Во время Крымской войны, 30 мая 1855 года, англичане разорили Сосновский погост: «неприятель в избах сломал печи, в рамах разбил стекла и у амбаров двери, и хранившиеся там снасти рыболовные и разные вещи увез, а... у лопарей Друженьковых трех оленей застрелили и увезли с собой» [8]. По имущественному положению Яков Друженьков принадлежал к рядовому разряду приморских лопарей. Он имел 26 оленей: 4 ездовых быка, 16 самок-важенок и 6 телят. Довольно скромным был его домик: «изба в одну комнату длиной 6 аршин, шириною 6 аршин (427 сантиметров); с сенями, построенными из планки; с русской печью». В 1912 году, достигнув призывного возраста, Яков Друженьков без прохождения военной службы был зачислен в запас в качестве «ратника Государственного ополчения второго разряда». В 1915 году по мобилизации был взят в армию, прошел медицинское освидетельствование в Архангельске 21 сентября, но вскоре скончался. Старшина Понойской волости Матрехин и писарь Пирогов сделали подробную опись имущества умершего крестьянина. В перечне движимого имущества указаны: морской промысловый карбас с парусом и якорем, речная лодка для лова семги, 15 снастей (сетей разного назначения); плотницкие инструменты — коловорот, рубанок, пилы (продольная и поперечная). В разделе «Домашняя утварь» значатся: два самовара латунных, чайник, сахарница, две тарелки, три чайных чашки, четыре стеклянных стакана, медный рукомойник, два самодельных шкафа, пятилинейная столовая лампа, железный бидон («в нем керосину 1 пуд»), котел чугунный для варки мяса и котел медный для окраски промысловых снастей, чайник эмалированный, «часы стенные, круглые с боем». Из домашнего убранства и одежды Якова Друженькова отмечены: матрац-перина, две подушки, байковое летнее одеяло, рова (зимнее одеяло), пиджак, фуражка-картуз, яры (сапоги) белые, сухие шкуры морского зайца. Указан ряд предметов для охоты на морского зверя: лыжи промысловые, два ружья — кремневое и системы Бердана, санные подушки, киса (кожаный мешок с завязками), двое саней высоких самоедских, оленья упряжь на четверку быков. Среди прочего имущества самая замечательная вещь — «гармоника двухрядная»! Надо полагать, при худой жизни простой лопарь не стал бы покупать гармонику. Натуралист и предприниматель Г. Ф . Гебель, неприязненно относившийся к лопарям, в 1905 году писал: «Лопарь живет гораздо лучше среднерусского крестьянина и беломорского рыбака, хотя и трудится меньше их... Поморов-промышленников они называют голышами, которые принуждены вдали от родины отыскивать себе кусок хлеба... Лопарь себя в обиду не даст... Мне пришлось заплатить однажды по десяти рублей за трех оленей, убитых на Иокангских островах командой моего китобойного парохода» [4]. Врач И. Н. Шмаков, работавший в Лапландии, в 1909 году отмечал: «Лопари в домашнем быту перенимают русские нравы, обычаи, словом, тяготеют ко всему русскому... Хлеб в настоящее время, с появлением у лопарей русских печей, вошел во всеобщее употребление» [5]. Как видим, капиталистическая система не обрекла на вымирание лопарскую народность. Возникает вопрос — типично ли это явление: игра лопарей на гармони? Может быть, «двухрядная» попала к Якову Друженькову случайно от русского соседа? Но вот свидетельство авторитетного архангельского краеведа А. А. Жилинского, автора книги «Крайний Север Европейской России» (Пг., 1919, с. 166). «Русская гармошка, — пишет он, — начинает приобретать среди лопарей широкую популярность». На Мурмане гармонь известна с середины XIX века. Кольский лесничий К. А. Соловцов рассказывает о весельях местных жителей: «Молодежь в праздничных нарядах вся высыпает на городскую площадь; является на сцену гармоника, начинаются песни, игры в мяч, пляшут утушку и шестерку» (1861) [10]. Писатель Василий Немирович-Данченко побывал на Мурмане в 1873 году. Он наблюдал, как коляне на балах «танцевали вальсы и кадрили под звуки гармоники» [2]. Запомнилась ему и Териберка — «рыбачий городок», в котором слышались «печальные звуки гармоники» [3]. Неудивительно, что «поэзия российских деревень» проникла и в лопарские погосты, стала составным элементом лопарской культуры. Документ ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА, оставшегося после смерти крестьянина Сосновского погоста Каменского общества Понойской волости Якова Андреева Друженькова Наименование имущества Количество Имущество недвижимое Изба в одну комнату длиною 6 аршин, шириною 6 аршин; с сенями, построенные из планки; с русской печью.........................................................................................................................1 Амбаров, построенных также из планки, длиной 5 аршин, шириною 4 аршина каждый .................................................................................................................................................. 2 Имущество движимое Карбасов промысловых тонских морских .........................................................................................................................1 Лодок поездных речных......................................................................................................................................................... 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz