Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Иван УШАКОВ, краевед (Окончание. Начало в номерах 114, 116, 121, 123, 127, 129, 133. 134, 139.) 70. В НАЧАЛЕ XX ВЕКА В последнем десятилетии прошлого века в хозяйственной жизни печенгских лопарей произошли существенные изменения. На западном Мурмане ухудшилась про мысловая обстановка - рыба стала подхо дить к берегам позже обычного и в малом количестве. В разгар лова появлялись стада тюленей, которые объедали наживку на ярусах, путали и обрывали снасти. Дохо ды от морских промыслов упали. В лесах почти исчезли пушные звери и дикие олени. Часть речных тоней захватили колонисты. Стала иной рыночная ситуация. Колонис ты открыли в Печенге пять торговых лавок, в которых круглый год продавалось все не обходимое - мука, крупы, сахар, чай, сушки, коровье масло, ткани, керосин, мыло, гвоз ди и т. п. С поселением колонистов усилил ся спрос на продукты оленеводства. В 1899 году пуд оленьего мяса а Печенге стоил в среднем 2 рубля 15 копеек, пуд семги - 5 рублей 40 копеек, а пуд ржаной муки - 1 рубль 80 копеек, метр ситца -19 копеек. Лопарям стало выгоднее заниматься оленеводством, ловить семгу, чем ходить на ненадежные морские промыслы. Новый хозяйственный облик Печенгского погоста показала проведенная кольскими властями в 1904 году опись селения. Зим ний погост находился в 25 верстах от коло нии Печенги, на левом берегу реки Печенги. В нем проживало 63 лопаря (33 мужского и 30 женского пола), стояло 18 туп и 18 амба ров; скота имелось 60 овец и 3080 оленей, то есть в среднем на жителя по 49 голов! Становище Малонемецкое пустое. По-ви димому, на морской промысел лопари не выходили. Ушли в прошлое вежи как зим ние жилища - у всех лопарей имеются тупы. Среднее число обитателей в таком домике - 3,5 человека, а не десяток, как прежде. Лопари - частые гости Трифоно-Печенг- ского монастыря. Присутствуют на богослу жениях, слушают проповеди и лекции мона хов. Некоторые дети посещают Баркинскую школу, находившуюся в двух верстах от приходской церкви. Сам монастырь, сотворенный в основном трудом пришлых богомольцев, производил сильное впечатление. В 1911 году его посе тил корреспондент московского журнала "Русская мысль" Евгений Гешин. После об зора Мурманского берега с его тяжелыми картинами жизни "я попал, - пишет он, - в Трифоно-Печенгский монастырь с его мас терскими, водяными двигателями, электри ческим освещением, телефоном, моторны ми лодками, цветущим сельским хозяйст вом, с его комфортом... В прошлом году освящена новая церковь (Рождества Хрис това) - высокая, светлая, какая-то особенно жизнерадостная, с прекрасными, художест венно исполненными иконами". Правда, от мечает Гешин, этот "цветущий, полный жизни оазис" среди Заполярья "ничего не дает" окрестному населению, кроме воз можности видеть, "как можно жить в тех же краях". Монахи с иронией относились к лопарям, их незатейливому быту. Стоявший по со седству с монастырем летний погост, состо явший из неказистых хибарок, они в шутку называли "Москвой". В печати обсуждался вопрос, как поднять благосостояние лопарей и приобщить их к современной культуре. Большинство доброжелателей выступало за переход ло парей к оседлости. Но были и другие мне ния. "Вряд ли, - писал губернатор А. Энгепь- гардт, - они пожелают променять свою сво боду, свою тундру, свой чум и вежу, свою кочевую жизнь на все блага культурной жизни, пока они сами, сближаясь с сосед ним оседлым населением, без всякого внешнего давления, постепенно, не почув ствуют потребности в новой жизни. И во прос еще - не будет ли та культурная жизнь, которую хотят им преждевременно навя зать, лишь способствовать скорейшему их вымиранию." Царское правительство не делало попы ток насильственно изменить традиционный уклад жизни лопарей, сохраняло и в XX веке прежний порядок общинного землепользо вания и самоуправления. Мировая война 1914-1918 годов сильно ухудшила положение народных масс. Оле неводство позволило печенгским лопарям без больших лишений пережить это нелег кое время. Немалую помощь бедствующе му населению оказал и Печенгский монас тырь. Не случайно монахи ставили себе в заслугу то, что к 1919 году "все окрестные лопари грамотны благодаря монастырской школе... Погост Москва живет на иждивении монастыря". В течение многовековой истории на долю печенгских лопарей не раз выпадали тяже лые испытания. В суровых условиях Запо лярья они проявили удивительную жизне стойкость, преодолели разные превратнос ти судьбы, сохранили свой язык и нацио нальную культуру.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz