Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Аборигены Кольского Севера ~ X { } 4 > y r * * y - v V , *< fte 'СЗКЯФИРГ- * * * ’« C L t * ' Ш ■ V f , w j r,.- f l f i Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в номерах 114, 176.. 727, 123, 127, 129, 133, 134.) 9. ВОЗЛЕ НОВЫХ ПОСЕЛЕНЦЕВ Нападение английского флота на Мурман в 1854 году сильно ухудшило положение промыслового люда. Кола, через которую шло снабжение лопарей хлебом, была почти полностью сожжена. Кроме 13 чело­ век, все жители города уехали в Поморье. Русский вице-консул в Норвегии Лоренц Даль 27 февраля 1855 года известил кем­ ского исправника о том, что лопари Печенг- ского края, "занимающиеся рыболовством и имеющие мало оленей, находятся в вели­ чайшей крайности. Прошлым летом, с появ­ лением неприятельских кораблей, они ос­ тавили рыбные промыслы и удалились во­ внутрь от берегов. При начале зимы эти люди отправились в Колу, чтобы запастись там мукою, но не нашли оной... Тогда во избежание голодной смерти 12 семейств явились в Вадсе для отыскания там продо­ вольствия...". Война продолжалась и в 1855 году. Сто­ ило немалого труда доставить муку лопа­ рям из Кеми. Случай с голоданием печенгских лопарей подвигнул Л.Даля выступить с инициативой необычного характера. 26 апреля 1858 года он направил архангельскому губернатору записку "О развитии хлебопашества у лопа­ рей Кольского уезда". По дороговизне хлеба, писал вице-консул, лопари добавля­ ют в муку сосновую кору, и только немногие "состоятельные едят хлеб без примеси коры... Я полагаю полезным для улучшения быта лопарей развить между ними хлебо­ пашество, поселив по соседству с лопа­ рями несколько норвежских семейств". 15 февраля 1859 года Л. Даль прислал гу­ бернатору прошение трех норвежцев (Т. Якобсена, Ю. Клаусена и П. Аносена), кото­ рые желали поселиться на Печенге. В 1860 году, по рекомендации профессо­ ра Н. Я. Данилевского, занимавшегося изу­ чением северных промыслов, русское пра­ вительство разрешило иностранцам, если они примут российское подданство, селить­ ся на Мурманском берегу. Вскоре на берегах Печенгского залива, выбрав лучшие места, обосновались семь норвежских семей. Русские поморы, не­ смотря на побуждения властей, ехать на постоянное жительство к Ледовитому океа­ ну не пожелали - не видели выгоды в этом. 22 ноября 1868 года правительство, по ходатайству архангельского губернатора С. Гагарина, издало Положение о дарова­ нии льгот поселенцам Мурманского берега. Лица, поступившие в разряд "колонистов", освобождались от налогов, военной служ­ бы, платежа торговых и промысловых пош­ лин, могли получить денежную ссуду на об­ заведение хозяйством; им разрешалось самим выбрать место для поселения и бес­ платно пользоваться окрестными угодьями - рыбными ловлями, лугами, лесами. В Поморье сразу объявилось несколько десятков семей, желавших стать колонис- .тами. Их внимание привлек западный Мур­ ман с его обильными весенними промысла­ ми трески, хорошими покосами, лесом и близостью к Норвегии, куда можно было сбывать добытое, а в случае неудачи - найти работу в Финмаркене. На территории Печенгского погоста в на­ чале 70-х годов XIX века возникли колонии: Монастырская ("Старая Печенга"), Княжу- ха, Баркино, Трифонов Ручей ("Трифонов- ка"), Гагарка и Оленья Гора. Разбросанные на пространстве 15 верст, они составляли административно одно поселение - "коло­ нию Печенгская Губа". В 1872 году в ней числилось 152 колониста, проживавших в 31 избе и 6 землянках; по национальному составу: русских - 93, карелов - 33, норвеж­ цев - 21 и финнов - 5. Кроме того, в промыс­ ловом становище Малонемецком обосно­ вался норвежский торговец Антон Даль. На его усадьбе стояло 5 изб. Даль владел шху­ ной, пятью елами и карбасом, получал то­ вары для продажи от своего брата Ивана, жившего в Вадсе. 4 февраля 1871 года лопари трех погос­ тов - Печенгского, Мотовского и Пазрецкого - подали губернатору Н. Качалову жалобу на поселившихся колонистов, которые "препятствуют лопарям ловить в реках и морских заливах рыбу, не дозволяют во время промысла построить лопарям вежи, отняли часть рыболовных угодий и грозятся отнять многие другие угодья". Лопари вы­ сказывали недовольство усилением под­ водной повинности: "По делам колонистов чаще стали ездить чиновники, а между тем эти колонисты подводной повинности не от­ бывают, и потому лопарям приходится не только возить в обе стороны, но еще дожи­ даться, пока чиновник не окончит у колонис­ тов дело, иногда до двух недель... упуская промыслы. Подвод требуют не только чи­ новники, но и колонисты". Раньше расход на отправку подвод составлял 78 копеек с души, теперь достигает 3 рублей 68 копеек. Губернатор Н. Качалов послал "разъяс­ нение колонистам, что стеснять лопарей они не имеют права, так как угодья, принад­ лежащие лопарям, должны оставаться у них в пользовании, а на промыслы в море лопари имеют такое же право, как и коло­ нисты". Местным властям предписывалось ограждать лопарей от притеснений со сто­ роны колонистов. Однако захват лопарских угодий продол­ жался. В ноябре 1890 года священник Г. Терентиев писал: "В 1866 году, при откры­ тии Кольско-Лопарской волости, посредни­ ком Нарушевичем лопарям была объявле­ на высочайшая воля о том, что владения лопарям оставлены за ними навсегда. Но при колонизации Мурманского берега по­ явились смельчаки, которые, зашедши от моря в землю на 20 верст, заняли не по праву святое место (Трифоново поле) и реку Печенгу с угодьями и не по праву вы­ теснили лопарей со своих мест... истребили лучшие рощи березняка вывозкою дров в Норвегию". Чрезвычайно пагубное влияние на лопа­ рей оказывала виноторговля Антона Даля. В продажу шел "норвежский ром" - вредный для здоровья спиртной напиток. "Даль споил всю Печенгу, разорил ее в лоск", - писал Василий Немирович-Данченко (1873 год). Путешественник Александр Елисеев отметил: "Колония Печенга - берлога одно­ го из самых отвратительнейших ромотор- говцев норвежца Даля, спаивавшего всю страну верст на сто в окружности" (1882 год). Чиновник дипломатического ведомст­ ва Дмитрий Бухаров, резко осуждая "сво­ бодную продажу отравы, называемой "ромом", указывал на ее тяжелые послед­ ствия: "Еще в 1867 году... лопари Печенг­ ского и Мотовского погостов были значи­ тельно зажиточнее пазрецких... Теперь они находятся в неоплатных долгах у печенг­ ского колониста-кулака, сделавшего их сво­ ими барщинниками... дошли до совершен­ ного нравственного и материального убо­ жества" (1883 год). 6 января 1886 года правительство запре­ тило ввоз из-за границы спиртных напитков и свободную, беспошлинную торговлю ими в колониях, становищах и факториях Мур­ манского берега. Полиция повела реши­ тельную борьбу с контрабандой. 12 марта 1886 года Святейший синод, по ходатайству духовенства Севера, издал указ о возобновлении Печенгского монас­ тыря. Лопари, весьма чтившие святого Три­ фона, отнеслись к новому соседству благо­ склонно. 14 марта 1888 года консул Д. Ост­ ровский сообщал: "Недавно они составили между собою письменный акт, род дарст­ венной записи, которым жертвуют монас­ тырю всю реку Печенгу со всеми лесными и сенокосными на ней угодьями". Монастырь начали строить при Сретен­ ской церкви, верстах в пятнадцати от устья реки Печенги, где находилась могила Три­ фона. Летом 1893 года здесь побывал толь­ ко что назначенный архангельским губер­ натором Александр Энгельгардт. который убедил настоятеля Ионафана избрать для монастыря другое, более выгодное, место - у Трифонова Ручья, куда подходили паро­ ходы, близ могилы 116 мучеников. Коло­ нистов со "святого места" переселили в Га­ гарку и другие колонии, построив им 23 избы. По царским пожалованиям Трифоно- Печенгский монастырь получил более 12.000 десятин земли, при этом пострадали интересы не только колонистов, но и лопа­ рей. Приехавшего в Печенгу летом 1894 года министра финансов Сергея Витте ло­ пари встретили "жалобою на монастырь... что им дают участки справа, а святой Три­ фон завещал им селиться влево - к Норве­ гии". Высокий гость посоветовал лопарям "жить в ладу с монастырем". Сами монахи считали себя не обидчика­ ми, а благодетелями лопарей. Они устрои­ ли школу для обучения местного населения (открыта 30 ноября 1893 года), оказывали нуждающимся материальную и медицин­ скую помощь, знакомили лопарей с дости­ жениями культуры. 22 апреля 1896 года Ионафан указом Святейшего синода "за особые труды по народному образованию" и успехи в стро­ ительстве Печенгской обители был возве­ ден в сан игумена. Монастырь способствовал поднятию нравственности лопарей, в известной мере защищал от притеснений колонистов. (Окончание следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz