Ушаков И. Ф. Кольские саамы : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2000 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (65,5 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Аборигены Кольского Севера ~ X { } 4 > y r * * y - v V , *< fte 'СЗКЯФИРГ- * * * ’« C L t * ' Ш ■ V f , w j r,.- f l f i Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в номерах 114, 176.. 727, 123, 127, 129, 133, 134.) 9. ВОЗЛЕ НОВЫХ ПОСЕЛЕНЦЕВ Нападение английского флота на Мурман в 1854 году сильно ухудшило положение промыслового люда. Кола, через которую шло снабжение лопарей хлебом, была почти полностью сожжена. Кроме 13 чело век, все жители города уехали в Поморье. Русский вице-консул в Норвегии Лоренц Даль 27 февраля 1855 года известил кем ского исправника о том, что лопари Печенг- ского края, "занимающиеся рыболовством и имеющие мало оленей, находятся в вели чайшей крайности. Прошлым летом, с появ лением неприятельских кораблей, они ос тавили рыбные промыслы и удалились во внутрь от берегов. При начале зимы эти люди отправились в Колу, чтобы запастись там мукою, но не нашли оной... Тогда во избежание голодной смерти 12 семейств явились в Вадсе для отыскания там продо вольствия...". Война продолжалась и в 1855 году. Сто ило немалого труда доставить муку лопа рям из Кеми. Случай с голоданием печенгских лопарей подвигнул Л.Даля выступить с инициативой необычного характера. 26 апреля 1858 года он направил архангельскому губернатору записку "О развитии хлебопашества у лопа рей Кольского уезда". По дороговизне хлеба, писал вице-консул, лопари добавля ют в муку сосновую кору, и только немногие "состоятельные едят хлеб без примеси коры... Я полагаю полезным для улучшения быта лопарей развить между ними хлебо пашество, поселив по соседству с лопа рями несколько норвежских семейств". 15 февраля 1859 года Л. Даль прислал гу бернатору прошение трех норвежцев (Т. Якобсена, Ю. Клаусена и П. Аносена), кото рые желали поселиться на Печенге. В 1860 году, по рекомендации профессо ра Н. Я. Данилевского, занимавшегося изу чением северных промыслов, русское пра вительство разрешило иностранцам, если они примут российское подданство, селить ся на Мурманском берегу. Вскоре на берегах Печенгского залива, выбрав лучшие места, обосновались семь норвежских семей. Русские поморы, не смотря на побуждения властей, ехать на постоянное жительство к Ледовитому океа ну не пожелали - не видели выгоды в этом. 22 ноября 1868 года правительство, по ходатайству архангельского губернатора С. Гагарина, издало Положение о дарова нии льгот поселенцам Мурманского берега. Лица, поступившие в разряд "колонистов", освобождались от налогов, военной служ бы, платежа торговых и промысловых пош лин, могли получить денежную ссуду на об заведение хозяйством; им разрешалось самим выбрать место для поселения и бес платно пользоваться окрестными угодьями - рыбными ловлями, лугами, лесами. В Поморье сразу объявилось несколько десятков семей, желавших стать колонис- .тами. Их внимание привлек западный Мур ман с его обильными весенними промысла ми трески, хорошими покосами, лесом и близостью к Норвегии, куда можно было сбывать добытое, а в случае неудачи - найти работу в Финмаркене. На территории Печенгского погоста в на чале 70-х годов XIX века возникли колонии: Монастырская ("Старая Печенга"), Княжу- ха, Баркино, Трифонов Ручей ("Трифонов- ка"), Гагарка и Оленья Гора. Разбросанные на пространстве 15 верст, они составляли административно одно поселение - "коло нию Печенгская Губа". В 1872 году в ней числилось 152 колониста, проживавших в 31 избе и 6 землянках; по национальному составу: русских - 93, карелов - 33, норвеж цев - 21 и финнов - 5. Кроме того, в промыс ловом становище Малонемецком обосно вался норвежский торговец Антон Даль. На его усадьбе стояло 5 изб. Даль владел шху ной, пятью елами и карбасом, получал то вары для продажи от своего брата Ивана, жившего в Вадсе. 4 февраля 1871 года лопари трех погос тов - Печенгского, Мотовского и Пазрецкого - подали губернатору Н. Качалову жалобу на поселившихся колонистов, которые "препятствуют лопарям ловить в реках и морских заливах рыбу, не дозволяют во время промысла построить лопарям вежи, отняли часть рыболовных угодий и грозятся отнять многие другие угодья". Лопари вы сказывали недовольство усилением под водной повинности: "По делам колонистов чаще стали ездить чиновники, а между тем эти колонисты подводной повинности не от бывают, и потому лопарям приходится не только возить в обе стороны, но еще дожи даться, пока чиновник не окончит у колонис тов дело, иногда до двух недель... упуская промыслы. Подвод требуют не только чи новники, но и колонисты". Раньше расход на отправку подвод составлял 78 копеек с души, теперь достигает 3 рублей 68 копеек. Губернатор Н. Качалов послал "разъяс нение колонистам, что стеснять лопарей они не имеют права, так как угодья, принад лежащие лопарям, должны оставаться у них в пользовании, а на промыслы в море лопари имеют такое же право, как и коло нисты". Местным властям предписывалось ограждать лопарей от притеснений со сто роны колонистов. Однако захват лопарских угодий продол жался. В ноябре 1890 года священник Г. Терентиев писал: "В 1866 году, при откры тии Кольско-Лопарской волости, посредни ком Нарушевичем лопарям была объявле на высочайшая воля о том, что владения лопарям оставлены за ними навсегда. Но при колонизации Мурманского берега по явились смельчаки, которые, зашедши от моря в землю на 20 верст, заняли не по праву святое место (Трифоново поле) и реку Печенгу с угодьями и не по праву вы теснили лопарей со своих мест... истребили лучшие рощи березняка вывозкою дров в Норвегию". Чрезвычайно пагубное влияние на лопа рей оказывала виноторговля Антона Даля. В продажу шел "норвежский ром" - вредный для здоровья спиртной напиток. "Даль споил всю Печенгу, разорил ее в лоск", - писал Василий Немирович-Данченко (1873 год). Путешественник Александр Елисеев отметил: "Колония Печенга - берлога одно го из самых отвратительнейших ромотор- говцев норвежца Даля, спаивавшего всю страну верст на сто в окружности" (1882 год). Чиновник дипломатического ведомст ва Дмитрий Бухаров, резко осуждая "сво бодную продажу отравы, называемой "ромом", указывал на ее тяжелые послед ствия: "Еще в 1867 году... лопари Печенг ского и Мотовского погостов были значи тельно зажиточнее пазрецких... Теперь они находятся в неоплатных долгах у печенг ского колониста-кулака, сделавшего их сво ими барщинниками... дошли до совершен ного нравственного и материального убо жества" (1883 год). 6 января 1886 года правительство запре тило ввоз из-за границы спиртных напитков и свободную, беспошлинную торговлю ими в колониях, становищах и факториях Мур манского берега. Полиция повела реши тельную борьбу с контрабандой. 12 марта 1886 года Святейший синод, по ходатайству духовенства Севера, издал указ о возобновлении Печенгского монас тыря. Лопари, весьма чтившие святого Три фона, отнеслись к новому соседству благо склонно. 14 марта 1888 года консул Д. Ост ровский сообщал: "Недавно они составили между собою письменный акт, род дарст венной записи, которым жертвуют монас тырю всю реку Печенгу со всеми лесными и сенокосными на ней угодьями". Монастырь начали строить при Сретен ской церкви, верстах в пятнадцати от устья реки Печенги, где находилась могила Три фона. Летом 1893 года здесь побывал толь ко что назначенный архангельским губер натором Александр Энгельгардт. который убедил настоятеля Ионафана избрать для монастыря другое, более выгодное, место - у Трифонова Ручья, куда подходили паро ходы, близ могилы 116 мучеников. Коло нистов со "святого места" переселили в Га гарку и другие колонии, построив им 23 избы. По царским пожалованиям Трифоно- Печенгский монастырь получил более 12.000 десятин земли, при этом пострадали интересы не только колонистов, но и лопа рей. Приехавшего в Печенгу летом 1894 года министра финансов Сергея Витте ло пари встретили "жалобою на монастырь... что им дают участки справа, а святой Три фон завещал им селиться влево - к Норве гии". Высокий гость посоветовал лопарям "жить в ладу с монастырем". Сами монахи считали себя не обидчика ми, а благодетелями лопарей. Они устрои ли школу для обучения местного населения (открыта 30 ноября 1893 года), оказывали нуждающимся материальную и медицин скую помощь, знакомили лопарей с дости жениями культуры. 22 апреля 1896 года Ионафан указом Святейшего синода "за особые труды по народному образованию" и успехи в стро ительстве Печенгской обители был возве ден в сан игумена. Монастырь способствовал поднятию нравственности лопарей, в известной мере защищал от притеснений колонистов. (Окончание следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz